ОМИЧИ — ПРОТИВ РЕКЛАМЫ СИГАРЕТ

Инициативная группа обратилась в мэрию и горсовет с предложением в ближайшее время рассмотреть и принять на законодательном уровне запрет рекламы сигарет на улицах Омска

Буквально на днях депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект «Об ограничении курения табака». В нем много всего, но вот запретить рекламу табака думцы отказались. Это, похоже, в какой-то степени даже подхлестнуло активность омской инициативной группы.

— Растет популяризация курения, что стимулирует влечение к сигаретам детей и подростков, — считает руководитель инициативной группы нарколог-психотерапевт городской наркологической больницы Евгений Батурин. — По словам учеников и учителей школ, курят минимум тридцать процентов учащихся с 5-го по 11 класс. Через десять-двадцать лет это повлечет за собой рост легочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Уже сейчас замедляется и извращается физическое и психическое здоровье юного поколения. Безусловно, это скажется на социально-экономическом, геополитическом развитии Омского региона.

По мнению специалистов-наркологов, психотерапевтов Омска и НИИ наркологии Минздрава России, раннее курение, равно как и употребление «хотя бы по праздникам» слабых алкогольных напитков детьми и подростками, приводит к резкому повышению предрасположенности или желания потреблять более сильные психоактивные вещества: крепкие алкогольные напитки, анашу, героин. Факт: сто процентов омичей, стоящих на профилактическом и диспансерном учете в наркологической больнице с героиновой зависимостью, начинали курить с 10-12 лет.

Между тем уже не первый год на омских улицах реклама сигарет стала традиционной. А теперь появился ее новый вид — активное навязывание сигарет молодым людям в общественных местах, в том числе на остановках общественного транспорта. Я постоянно выслушиваю возмущения взрослых, которые были свидетелями этого, ведь детям и подросткам очень тяжело, а порой невозможно адекватно оценить и спокойно разобраться в массированном потоке рекламной информации.

Комментарий Тамары ШПАКОВОЙ, главного специалиста Омского территориального управления Министерства антимонопольной политики России:

— Правовое регулирование рекламной деятельности относится к компетенции федерального законодателя. Органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать акты, затрагивающие гражданско-правовые отношения. То есть вводить нормы, ограничивающие распространение рекламы на территории области или города. Распространение наружной рекламы регулируется статьей 14 и пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О рекламе». Он не запрещает рекламу табака, в том числе на улицах и возле остановок общественного транспорта. Но распространением рекламы табачной продукции способом «sampling» (от слова «образец» — Е. П.) должны заниматься лица не моложе 35 лет. Участие же подростков и молодежи в таких рекламных акциях является нарушением закона. Другое дело, что мы можем привлекать к административной ответственности только тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрированы на территории нашего города и области. Однако активной рекламой у нас занимаются представители фирм, зарегистрированных, к примеру, в Москве.

Р. S. Председатель городского Совета Константин Подосинников известил инициативную группу, что обращение будет рассмотрено на постоянной комиссии Совета по социальным вопросам и здравоохранению.