СКРИПКА СТРАДИВАРИ ПРИЕЗЖАЛА В ОМСК "НЕЛЕГАЛЬНО"

СКРИПКА СТРАДИВАРИ ПРИЕЗЖАЛА В ОМСК «НЕЛЕГАЛЬНО»

А из-за гололёда уникальный инструмент едва не прекратил своё существование.

Наслаждаясь в минувшую пятницу произведениями Чайковского и Сен-Санса, исполняемыми на скрипке работы знаменитого Антонио Страдивари скрипачкой с мировым именем Еленой Ревич, омские меломаны и не подозревали, с какими приключениями добиралась она до нашего города. Прилететь в Омск для репетиций с местным симфоническим оркестром Елена должна была ещё седьмого декабря, но из-за обледенения посадочной полосы самолёт ушёл е Новосибирск. Там в аэропорту Елена провела почти сутки, вслушиваясь в голос из репродуктора, каждый час сообщающий, что вылет в Омск откладывается. Наконец полетели, но при подлёте к Омску самолёт стал нарезать круги над городом и всё никак не мог приземлиться. «Я уже мысленно попрощалась как минимум с Омском, решив, что сейчас полетим обратно в Новосибирск, а по правде — было очень страшно», — рассказала на пресс-конференции Елена Ревич. «За что вы больше боялись: за себя или за скрипку?» — спросил один из журналистов. «Конечно, за себя, скрипка — это деревяшка», — отреагировала скрипачка.

«Деревяшка», впрочем, тоже со своей судьбой. Инструмент работы великого мастера был куплен российским императором Александром Первым для личного пользования, В конце 19-го века его потомок Александр Третий подарил скрипку начальнику Придворного оркестра Константину Штакельбергу, который и положил этот дар в основу музея музыки, где до 1917 года собиралась и хранилась уникальнейшая коллекция инструментов. После Октябрьской революции большевики коллекцию разграбили, и скрипка пропала. Она считалась уже утерянной окончательно, но в середине 20-го века её вдруг обнаружили в Гохране. С тех пор прятать инструмент от людских глаз перестали, давая играть на нём выдающимся отечественным скрипачам. Одним из счастливцев был Давид Ойстрах. Елена Ревич рассказывает, что как-то, будучи на гастролях в Париже, зашла к знаменитому скрипичному мастеру Ватло, способному подтвердить подлинность инструмента. «А, всадник без головы!» — воскликнул тот, увидев скрипку. Оказалось, что в своё время Ойстрах уже был у него с этой скрипкой, и выяснилось, что за то время, пока инструмент где-то «блуждал», у него сломали родную головку (окончание грифа, где крепятся колки) и приклеили другую. Благо на звучании это никак не сказалось. Сейчас скрипка принадлежит государству, но находится в пользовании у Юрия Башмета, который и одолжил её Елене Ревич на один концерт в Омске. «Только вы не пишите, что я здесь была, — полушутя обратилась к омским журналистам Елена, — а то Башмета в Гохране за это убьют».