— …А здесь я сам сложу настоящую русскую печь по образцам девятнадцатого века: с выступами, лежанкой, трубой, — показывает угол в предназначенной для воссоздания кухонного быта комнате Владимир Иванович. — Затоплю ее, чтобы дух особенный по залам пошел. Пусть она даже подкоптится маленько. А вокруг нее к потолку венички из трав подвяжу, горшки и ухваты к печи поставлю, чтобы все напоминало старину… Чтобы дом ожил.
Еще пятнадцать лет назад Владимир Селюк был назначен на должность директора музея городского быта. В его личной коллекции уже собралось 60 тысяч экспонатов (!), рассказывающих о повседневной жизни горожан нескольких поколений Омска, а музея все не было… Разместить реликвии краевед собирался в особняке купчихи Козьминой. Но старинный дом приглянулся, как это часто бывает, не только ему одному. Так что директору музея без здания пришлось изрядно походить по инстанциям, спасая особняк для города, доказывая, что лучшего места под музей не найти.
И вот недавно произошло событие, которого вместе с Селюком ждали очень многие омичи: здание передали музею.
— Пятнадцать лет томительного ожидания для меня наконец-то закончились, — радуется Владимир Иванович. — Общество коренных омичей, да просто все горожане, к Новому году получили прекрасный подарок. Мэр города очень хорошо понимает, что Омску необходимы не только жилье, тепло и дороги, но и забота о нашем богатом наследии. Нашлись и бизнесмены, которые взяли на себя расходы по реконструкции, восстановлению и строительству музея.
С памятником деревянного зодчества сегодня работают мастера, которых для реставрации будущего музея подбирал лично директор. Рабочие разбирают перегородки, срывают старый пол и обдирают слои осыпающейся штукатурки. За ним — обои, приклеенные на газеты с датой: сентябрь 1912 года…
— Прежде чем посетители попадут в сам особняк, они должны будут пройти по двухэтажной пристройке к нему, — говорит Селюк, — осмотреть первые залы с экспонатами, потом спуститься в подвальное помещение и по специальному переходу через погреба зайти в заветный купеческий дом. Показ планируем сопровождать торговлей и услугами. Кому, к примеру, не захочется попробовать травяного чайку с липовым медом или картошечки омской с помидорчиками в собственном соку да с сибирскими грибками? По-моему, музей, кроме того, что может просвещать людей, способен оказывать им и добрые услуги, самостоятельно развиваться и жить, став излюбленным местом отдыха омичей.
Зная беспокойную натуру Владимира Ивановича, кипучую энергию и неукротимый темперамент, во все его планы, связанные с основанием и развитием музея, веришь. Что вокруг музея будет разбит палисадник с садом, созданы приусадебные подворья, построены погреба с припасами и винами. Что это будет не просто музей, а воссозданный наяву кусочек жизни из прошлых веков. И люди, пришедшие сюда, окунутся с помощью музея в мир прошлого, став не пассивными наблюдателями, а прямыми участниками происходящих а нем событий. Экскурс в прошлое можно будет совершить удивительно легко и увлекательно, и никакая машина времени не понадобится.
— Один зал к наступающему Новому году мы обязательно отремонтируем, — рассказывает Селюк. — Поставим в центре нарядную елку, украсив ее игрушками из прошлых времен. Создадим необходимые антураж и обстановку. И проведем первый новогодний бал в музее, собрав под его крышей всех партнеров и членов Общества коренных омичей.
К празднику постараемся восстановить вещи, которыми пользовались горожане в прошлые века. Вот нечаянно нашел на городской мусорке разобранный славянский шкаф с плотным стеклом и резными украшениями в виде листьев. По большому счету, ему цены нет! Поэтому хочу ко всем омичам обратиться: будьте добрее и снисходительнее к старым вещам. Не нужны они вам? Тогда, пожалуйста, предлагайте их нашему музею. Мы все возьмем — от старинных перышек для чернильных ручек, пуговиц, ненужных, забытых фотографий, игрушек, книг до устаревшей мебели и даже досок.
Вот как-то попался мне небольшой кусок доски из дуба. Глянул я на него — да ему же больше ста лет! Отреставрировал — и на одной из своих выставок использовал как фон для показа кандалов, в которые был закован в омском остроге Достоевский. Так что даже старая доска может стать музейным экспонатом!
Кстати, в одной из комнат музея аккуратно сложены толстые доски из лиственницы. Их возраст — сто лет, и взяты они из перегородок дома. Доски отлично сохранились. Даже цвет не изменился — ровный, бежевый, молодой…
— Для кого я стараюсь? — рассуждает Владимир Иванович. — Для молодых. Думаю, что им интересно будет приходить в наш музей. Здесь они обязательно проникнутся духом трех поколений предков. Буду считать, что жизнь я прожил не зря, если этот музей будет в конце концов неразрывно связан в умах и душах людей с именем нашего города.