ОМИЧИ НЕ СПЕШАТ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ДОМОУПРАВЛЕНИЕ

Разрабатывается порядок передачи функций по управлению жильем

Несмотря на то что Госдума отложила на год выбор формы управления многоквартирным домом, депутаты горсовета планируют сегодня вновь вернуться к вопросу о порядке передачи функций по управлению жильем.

Такое решение они приняли на прошлом заседании совета, где было рассмотрено обращение омского губернатора Леонида Полежаева. Слишком много казусов в связи с созданием управляющих компаний, ТСЖ случилось в Омске за последнее время. То вдруг жильцы одного дома получают квитанции по квартплате от двух управляющих компаний, как это было на Левобережье, то жителей пугают непомерными поборами на капитальный ремонт жилого фонда, то председатели ТСЖ пропадают с собранными деньгами.
Поэтому и возникла необходимость четко регламентировать вопросы, связанные с передачей жилья по новому Жилищному кодексу РФ. Об этом, собственно, и напомнил городским властям омский губернатор. Вопросы законности создания и деятельности управляющих компаний на территории города рассматривались в горсовете неоднократно. Муниципалитету было рекомендовано разработать правовые акты, регулирующие порядок передачи функций по управлению многоквартирными домами. Результатом совместной работы стало постановление от 20 ноября 2006 года «Об утверждении Порядка взаимодействия муниципальных предприятий жилищного хозяйства с вновь выбранными управляющим и организациями…»

Однако на заседании горсовета некоторые депутаты констатировали, что этот документ не решает в полной мере вопросе порядке передачи функций по управлению многоквартирным домом. По обращению губернатора разработан проект постановления, где определен комплекс мероприятий по соблюдению положений Жилищного кодекса. В частности, предусмотрены гарантии обслуживания жилья муниципальными предприятиями жилищного хозяйства до выбора собственниками способа управления жилым домом и возможность осуществления контроля за использованием муниципального имущества как до, так и после передачи жилого фонда управляющим организациям. Учитывая многочисленные замечания, высказанные по данному проекту, депутаты вернули его для окончательной доработки в профильный комитет, поручив подготовить документ к 20 декабря.

Что из этого получилось, узнаем, возможно, уже сегодня. Хотя с большой долей уверенности можно сказать, что многие жители нашего города не сильно рвутся менять форму управления своим жильем. Всего около полутора тысяч домов передано управляющим компаниям, примерно 2800 зданий в стадии оформления, жильцы около 500 домов создали ТСЖ. Жилой фонд Омска насчитывает более шести тысяч домов.
Так случилось, что большинство граждан оказалось не готово стать домовладельцами. С 1 марта 2005 года, когда вступил в силу Жилищный кодекс РФ, обладатели приватизированного жилья получили право на свою долю собственности в общем имуществе дома (лестницы, коридоры, технические подвалы, крыши, лифты, коммуникации, земля под домом и рядом с ним и т.д.). Государство в очередной раз (в начале 90-х годов нам уже раздавали госсобственность, кто разбогател от приватизации по Чубайсу, хорошо известно) решило «позаботиться» о своих гражданах, фактически скинув заботы о жилье на тех, кто в нем живет.

Возможно, кто-то и обрадовался, став собственником нескольких ступенек в подъезде и другого общедомового имущества. Но у многих возник другой вопрос: что делать с этой собственностью?

Жилой дом, конечно, не завод, но содержать его, управлять им тоже надо уметь. Тем более что в отличие от того же завода, работники которого в случае банкротства предприятия или по другим причинам могут уволиться и найти другую работу, последствия непрофессионального управления многоквартирным зданием окажутся более серьезными. Сменить место жительства могут позволить себе далеко не все.

Но главное, что пугает жителей, это угроза платы из собственного кармана за ремонт крыш, инженерных коммуникаций, лифтов и других дорогостоящих мероприятий, входящих в титул капитального ремонта. Если учесть, что в Омске больше половины домов нуждаются в капитальном ремонте, то не трудно подсчитать, сколько горожан могут «попасть» на серьезные расходы. Именно эти вопросы и должны урегулировать городские власти. 109 миллионов рублей, заложенных в проекте бюджета города на 2007 год на капитальный ремонт, не хватит, чтобы решить эти проблемы. И даже 40 миллионов, на которые планируется увеличить эту бюджетную статью в режиме второго чтения для ремонта лифтов, тоже погоды не сделают. Цифры должны быть на порядок больше.