Здравствуйте, уважаемые читатели! Здравствуйте, дорогие друзья!
Как известно, нормальные герои всегда идут в обход. Поэтому мы также сделаем шаг в сторону и скажем несколько слов о Евгении Филатове, больше известном в омском рок-движении как Джеф. На вопрос о своем необычном прозвище Евгений обычно отвечал: так звали одного из героев Джека Лондона, которым Филатов зачитывался.
Джеф работал в те времена лаборантом в классическом университете. В начале 80-х некий Дима Кугультинов привез в Омск записи группы «Аквариум». Многие омские меломаны, по словам Евгения, после знакомства с творчеством Бориса Гребенщикова и К° испытали почти что «текстовой шок». Кстати, в это время в лаборантской у Филатова можно было встретить Манагера(Олег Судаков, организатор музыкальных проектов «Анархия», «Армия Власова», «Цыганята и я с Ильича», «Родина»), который тогда торговал книжками и дружил с Егором Летовым; Ивана Морга («Новые Европейцы»), Ивана «Камикадзе» (Андрей Машковцев, группа «Кризисное отделение»).
Сергей Сергеев (впоследствии директор «Гражданской обороны») познакомил Филатова с Егором Летовым (настоящее имя Игорь). Летов тогда, как и многие, «спекулировал» пластинками, коллекционировал винил.
В 1986 году Летов с помощью Евгения Филатова, взявшего на себя обязанности звукорежиссера, записал альбом, который гораздо позже появился в продаже под названием «Игра в бисер перед свиньями». «Сначала все это называлось «Красный альбом», — рассказывал Евгений. — Может быть, название было изменено уже в те годы, возможно, для того, чтобы запутать КГБ. За Летовым тогда велось пристальное наблюдение». Почти все песни из альбома были сочинены Егором Летовым. Единственный продукт совместного творчества — «Иван Гавнов —убийца травы». По словам Джефа, как-то они вместе с Егором ехали по городу и увидели мужика в майке с подтяжками, косящего газон. Этакий «добрый жлоб с бритым затылком». Он и стал прообразом «убийцы травы».
Именно у Филатова «Леточка» (так Егора ласково называли друзья) познакомился с «Клаксонами» — Евгением (Женя Клаксон) и Олегом (Бэб) Лищенко. Они общались, помогали друг другу в записи. В лаборантской у Филатова устраивались чаепития (Летов к чаю привозил бутерброды с колбасой по 3 рубля 50 копеек), обсуждались книги, фильмы. Егор тогда не выражался и почти не пил. (Несмотря на ненормативную лексику, присутствующую в текстах ГО).
По словам Евгения Филатова, Егор Летов (в то время типичный интеллигентный мальчик) был, как и все творческие личности, натурой противоречивой. Вот один из примеров. В бывшем кинотеатре «Спутник» работал киноклуб «Зеркало». Накануне Нового года было решено пригласить молодых музыкантов, чтобы они отыграли перед очередным киносеансом концерт. Помимо «Гражданской обороны», должны были также выступить Янка, «Клаксоны», Михаил Чернышев (Майк), Юрий Политько (группа «Политика», акустический рок). Летов зашел в зал, посмотрел на собравшихся зрителей и сказал: «Это не моя публика, слишком чопорная, я выступать не буду». И сыграл все свои песни прямо в туалете кинотеатра. Это было единственное выступление «Гражданской обороны» в Омске. Кстати, в своих, пусть и не многочисленных интервью, Егор Летов по каким-то причинам скромно умолчал о вкладе Евгения Филатова в становление группы «Гражданская оборона».
Весной 1987 года Егор Летов и братья Лищенко («Пик Клаксон») под флагом «Гражданской обороны» успешно выступили на 1-м Новосибирском рок-фестивале. Впрочем, «успешно» — это не то слово. Именно после этого события по стране пошло гулять выражение: «Панк-рок существовал в СССР ровно 20 минут — во время выступления «Гражданской обороны» в Новосибирске. Все остальное — это уже пост-панк». Точное время указано не случайно. Ровно столько музыканты продержались на сцене, пока администрация не вырубила звук.
Воодушевленный горячим приемом новосибирской аудитории, Егор Летов с мая по июнь 1987 года записывает сразу пять альбомов, а всю осень группа гастролирует по стране в составе: Егор Летов — бас-гитара, Кузя Уо — гитара, Игорь (Джефф) Жевтун (родился в Тюмени) — гитара, Аркадий Климкин — ударные.
Известный рок-публицист Александр Кушнир писал: «На концертах эти четыре человека в драных куртках и джинсах рубились не на жизнь, а на смерть. Играли на предельно форсированном звуке — когда тормоза отпущены, а инструменты на пульте выведены по максимуму. На перегрузки и искажения по частотам никто не обращал внимания. Рев, переизбыток ненормативной лексики, сильнейший энергетический поток, который затягивал внутрь как водоворот. Музыки, как таковой, не было вообще». Зимой Летов увеличил дискографию группы еще на три пункта, а в конце года организовал студию звукозаписи «ГрОб Records». На ее базе он продюсировал и записывал такие проекты, как «Спинки мента», «Великие Октябри» и «Черный Лукич».
(Продолжение следует).
Уважаемые читатели, огромное спасибо за ваши письма и звонки. Пишите и звоните в редакцию газеты, а также по телефону 31-35-00.