"БАШНЮ СРЫВАЕТ!"

«БАШНЮ СРЫВАЕТ!»

За день до открытия выставки омских журналистов пригласили в обладминистрацию для получения аккредитационных карточек. Однако перед этим им пришлось выслушать выдержанную в духе советских времен инструкцию на тему "что там можно, что нельзя"

ШПИОНЫ НЕ ДУРАКИ ВЫПИТЬ

Молодой человек в штатском, который представился старшим оперуполномоченным ФСБ, сразу заявил, что большинство приехавших на выставку иностранцев — работающие под легальной крышей разведчики. А понаехало их в Омск — уйма. По официальным данным, участвовать в выставке пожелали 53 делегации из 43 стран. Представители Северной Кореи, Ирака и прочих, по американской терминологии, стран-изгоев, эфэсбэшника интересовали не очень, а вот к самим американцам он посоветовал прислушиваться повнимательнее. Содержание любых разговоров с ними (и не только) следовало передавать нашим контрразведчикам, которые постоянно будут дежурить у пресс-центра. Понизив голос до степени полной нелегальности, инструктор предупредил, что в комплексе «Континент» много баров и туда наверняка заглянут падкие на русскую водку иностранцы. Вот тут-то, отмякших и разговорчивых, их и следует «брать». Ненавязчиво завербованные и крайне заинтригованные журналисты поняли одно — будет интересно! И не ошиблись.

«ХОРОШО ТУТ У ВАС В ОРЛЕ!»

«В 2001 году количество участников традиционной омской выставки достигло 220. Экспоненты прибыли из 42 городов от 32 краев и областей России», — вещал в день открытия дикторский голос откуда-то из-под потолка нового торгово-выставочного комплекса. Бросалось в глаза, что несмотря на названные цифры, продукция местных предприятий явно превалирует. Похоже, организаторы постарались заполнить ею все потенциально пустующие стенды. Возможностей одной оборонки не хватило, и вышло довольно причудливое сочетание военной, конверсионной и совсем уж мирной продукции. Рядом с полетовскими спутниками стояли детские трехколесные велосипеды, солидные титановые и кевларовые бронежилеты мирно соседствовали с уютными домашними тапочками. На всякий случай к участию в форуме привлекли даже Омский краеведческий музей. Пришлось его сотрудникам везти в «Континент» кости мамонта — а что делать?

Самой же зрелищной (после пятнистого омского танка «Барс») стала, пожалуй, экспозиция ижевских оружейников. Кто только не щелкал затворами их автоматов, снайперских винтовок и охотничьих карабинов! Не удержался от этого и омский губернатор Леонид Полежаев. По достоинству оценив изделия, он выпил рюмочку водки с «отцом» всего этого стрелкового чуда легендарным Михаилом Калашниковым. Трудно сказать, то ли после стопочки, то ли просто в силу возраста 82-летний Михаил Тимофеевич вдруг сказал, что «рад побывать в городе Орле, самом сердце России». Разговор о географии между конструктором и губернатором, возможно, продолжился на фуршете, но прессу туда не пригласили.

И еще об ижевском стенде. Представители завода весьма бойко торговали штык-ножами, за двести рублей его мог приобрести любой желающий. Вскоре на поясах сотен первых посетителей появились ножны с грозным холодным оружием. Между тем на входе в комплекс охранники с металлоискателями заставляли выворачивать карманы с невинными зажигалками и ключами. Такой вот парадокс. Сами ижевцы поясняли, что прошедшие специальную доработку штыки стали всего лишь сувенирами, однако на взгляд корреспондента «Вашего ОРЕОЛА»(и его коллеги с этим согласны) проткнуть таким сувениром человека — плевое дело! Но пробовать, конечно, не стали.

БРОНЕТАНКОВЫЙ ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ

Удивительная все-таки у нас страна! Ну где еще появление танка вызывает овацию? А именно так, под аплодисменты публики, въехал на полигон 242-го учебного центра ВДВ танк Т-80У. Правда, зрелище того стоило. Оснащенная газотурбинным двигателем омская машина просто «уделала» своего основного конкурента — нижнетагильский Т-90С. «Восьмидесятка» легко взбиралась на горки, преодолевала водную преграду, крутилась и вертелась, как в танце. По сравнению с ней уральский танк (между причем, очень хороший) казался черепахой.

Под конец омские танкисты побаловали собравшихся своим коронным номером. Разогнавшись до 90 километров в час 50-тонная машина буквально взлетела с трамплина да еще и на лету выстрелила. Взвыли сигнализации припаркованных в полукилометре легковушек, зааплодировали трибуны. Позже председатель оргкомитета выставки генеральный директор Российского агентства по обычным вооружениям Александр Ноздрачев назовет Т-80У основным танком Российской Армии. Однако он ни словом не обмолвился о госзаказах. Похоже, что они и впредь будут доставаться Нижнему Тагилу. Омскому «Трансмашу» остается уповать лишь на иностранцев. Как только не пытаются угодить их вкусам! Судя по комментариям неизвестного диктора, которые разносились по полигону, «по желанию заказчика» машина может быть оснащена дополнительной оптикой, кондиционером и прочими прибамбасами. Похоже, ее и бриллиантами инкрустируют, лишь бы продать.

P.S. О серьезных контрактах на поставку омских танков говорить пока не приходится, однако первые успехи «ВТТВ» налицо. Так, представителя Минобороны Великобритании (снимок на обложке) заинтересовали разработанные в Омске системы активной защиты брони типов «Арена» и «Штора». Дело в том, что их можно смонтировать и на натовской бронетехнике.

Командир экипажа «летающего» Т-80У Валерий Рычков только что спрыгнул с брони своего танка и принимает поздравления. Продемонстрированный им танковый фристайл вызвал бурю восторгов не трибунах. Члены иностранных делегаций стоя аплодировали мастерству наших танкистов. Пожалуй, еще больше они бы удивились, узнав, что водитель-испытатель завода «Трансмаш» Рычков получает за свою работу две тысячи рублей в месяц. Да и этих, с позволения сказать, денег приходится ждать месяцами. Кстати, разогнаться до скорости омской машины и прыгнуть с трамплина может еще только американский «Абраме», но этого никто никогда не видел. Восемь лет назад на выставке в Абу-Даби американцы впервые лицезрели прыжки на танках, сказали что-то вроде «рашен крейзи» и за выполнение аналогичного упражнения потребовали дополнительную страховку в несколько десятков тысяч долларов каждому члену экипажа.

Военный атташе посольства Ирака бригадный генерал Абдул Кадер Карим Абас Аль-Таи приехал технику посмотреть и себя показать. Одновременно похожий на молодого Сталина и Саддама Хусейна генерал очень живописно смотрелся на фоне бронемашин и стал настоящим кумиром снимающей братии. Он охотно позировал, но на вопросы отвечал кратко и односложно. Все хорошо, мол, понравилось. Жаль, что купить ничего нельзя, — международные санкции, понимаешь. В отличие от журналистов представители военных заводов, заслышав такие арии иракского гостя, быстро теряли к нему интерес, так что держались иракцы особняком. К тому же как истинные правоверные мусульмане они не участвовали в
многочисленных начальственных фуршетах и банкетах, а это нашим было уж совсем непонятно. Никакой почвы для сближения.