А началось все в 1986 году, когда десятиклассница, воспитанная на КСП и Beatles, имевшая в своем активе двухлетнее музыкальное образование, познакомилась с весьма примечательным омским персонажем Гошей Виноватовым. Ему-то она и заявила, что уже давно и ужасно хочет петь, И вот в прошлом комсомольская активистка, побыв какое-то время Жанной Говядиной, эволюционировала в Варю Леденцову.
В 1991 году по улицам новосибирского Академгородка бродили два субъекта в зеленых одеждах и приставали к прохожим. Субъекты представляли собой уличный театр «Трезвые гости» и звались Гоша и Варя. (Виноватый и Леденцова). Именно здесь они услышали команду «Несчастный случай», навсегда влюбившись в рок-н-ролл.
Вскоре случай сводит их с пианистом Олегом Константиновым («Мацтук Моркст», «Игорь III и Хижина поцелуев»). Таким образом возникает эмбрион «левого братства», трансформировавшегося впоследствии в проект «Варя Леденцова и Её Левые Братья». Затем из ансамбля скрипачей при политехе был изъят Виталий Мещеряков («Игорь III и Группа II», «Clonferta»), Начинается освоение музыкального и текстового материала, причем за основу берутся главным образом западные хиты 60-х. («Мир слушал бит, торчал от Rolling Stones…»)
Сама Варя высказалась по этому поводутак: «Мы играли песни против засилья всего, ибо всего должно быть больше, чем есть». Лидером коллектива (он же автор музыки и текстов) стал уже известный нам Гоша Виноватов.
Елизавета Винт: «Константинов делал музыку упругой, пружинистой, Мещеряков — прозрачной, скользящей. Глубокий, бархатный голос солистки, лукавство во взгляде и — отчаяние в голосе, надрывные интонации и максимализм подростка, проживание песни – все это казалось настолько искренним, что не могло быть настоящим и повседневным. Женщина-вапм и женщина-ребенок странным образом уживаются в ней. Она хрупка и груба одновременно. Она нарочита и искренна. Она играет и живет. Игра «сама-с-собой». Жизнь «сама-в-себе». Уже первое выступление на фестивале «Рок за жирафов» в 1993 году принесло успех. Ей прочили место и славу Жанны Агузаровой благодаря немалому сходству вокала и манеры поведения, в ней находили самобытность и местный колорит и редко кто оставался равнодушным, послушав ее пение. В конце концов, просто женщина, которая поет, — для подавляюще мужского омского рока явление незаурядное».
В 1993 году состав группы значительно пополнился: гитарист Сергей Колмогоров («Мацтук Моркст»), бас-гитарист Григорий Демурин и барабанщик Сергей «Шлягер» (оба из «Маминой комнаты»), В следующем «левое братство» кардинально изменилось: Вадим Изофатов («Winchester») — гитара, Виталий Мещеряков — скрипка, Андрей Алехин («Хижина поцелуев») — рояль, Дмитрий «Гадов» Белый («Мертвый патруль») -бас-гитара, Сергей Майер – барабаны.
Елизавета Винт: «Старые песни были восстановлены почти в первозданном виде, новые потяжелели и посерьезнели. Регги — взамен вальса и буги. Все тот же честный отчаянный голос, произносящий честные слова. Двойственный, двуполый союз породил честное искусство. Мужчина, пишущий для женщины, плюс женщина, исполняющая рожденные мужским умом слова — две составляющие, как ни странно, органично соединившиеся. Все к месту, ничего не слишком. Но и тут недолго радовались меломаны. Разногласия с Изофатовым переходили в ссоры, ссоры грозились перейти в войны. Дмитрий Белый уехал в родной город Чайковский, и «сестра» в очередной раз осталась без «братьев».
Тогда с Варей побратались отколовшиеся от «Особого мнения» музыканты, ставшие позже «Коллекцией бабочек»: гитарист Александр Чеснаков, бас-гитарист Сергей Бичевой и барабанщик Александр Токмаков. Искрометный рок-н-ролл превратился в тяжеловатый ритм-энд-блюз.
1997 —1998: очередная (и уже закономерная) смена состава — на этот раз группа «Мо Мате».
Последняя песня «левого братства» приобрела совсем экзотическую форму — «Mickey Mouse Band». А это — музыкальный цирк «Шапито», исполнявший музыку омских авторов. В его состав входили: Гоша Виноватов — бас-гитара, Виктор Полехин — гитара, Юрий Бушмин — барабаны, а также музыканты из других групп.
Елизавета Винт: «Варя Леденцова считает себя кармической племянницей Гоши Виноватого. «В какой-то момент, — говорит Варя, — я устала вдохновлять Гошу, и стала сама писать песни. Гоша обиделся и научился играть на бас-гитаре. В общем, в последнее время у нас как-то все перепуталось, и кто из нас кто, сегодня — непонятно».
Кстати, Гоша Виноватов — поэт, музыкант и композитор — «родился в воображении человека, пожелавшего остаться неизвестным». Своим коллегой считает Бога, поскольку оба — творцы. Слушал, слушает и, скорее всего, будет слушать: 10 СС, Steve Harley & Cockney Rebel, Sparks, Jethro Tull, Пола Маккартни, раннего БГ, поздний «Аукцыон».
Варя Леденцова в перерывах между сменами составов выступала сольно. Следует отметить новосибирский конкурс молодых исполнителей «Шоу-транзит» (1997),где она заняла третье место. В 1998 году Варя Леденцова получает «Приз за оригинальность» на Омском областном конкурсе эстрадной песни «Солнечный ветер». В следующем — этот же конкурс, но место — второе. А потом… а потом был город на Неве, куда Варя Леденцова отправилась то ли в поисках новых «Левых братьев», то ли в поисках счастья, то ли в поисках новой русской идеи (музыкальной).
Ходили слухи, будто бы кассету с записью «Левых братьев» слушал Сева Новгородцев, проживающий в городе Лондоне, и порадовался за несгибаемый русский романтизм, понять который их циничный Запад не в силах.
НА СНИМКАХ: Варя Леденцова; Варя и Гоша.
Дорогие читатели, огромное спасибо за ваши письма и звонки. Пишите и звоните в редакцию газеты, а также по телефону 31-35-00.