АЭРОПОРТ "ОМСК - ФЕДОРОВКА": БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

АЭРОПОРТ «ОМСК — ФЕДОРОВКА»: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Думаю, не найти в нашей области другой крупной новостройки, судьба которой была бы столь долгой, трудной и неопределенной, как у строящегося аэропорта "Омск-Федоровка"

Автор этих строк еще в середине 90-х годов теперь уже прошлого века не раз выступал в областной печати по поводу «странных игр», затеянных властями вокруг приватизации данного объекта. Тогдашний руководитель облкомимущества, рьяный «демократ» Захарченко не без ведома главы обладминистрации Полежаева всячески тормозил процесс создания АО «Омский аэропорт», составной частью которого должна была стать и новостройка. А в итоге на стройплощадке в Федоровке несколько лет царило затишье, недостроенные объекты беспощадно расхищались и разрушались.

Немало с тех пор утекло воды, однако на строительстве омского аэропорта по-прежнему тишина и полная неопределенность. Правда, где-то в 1995 году губернатор Полежаев несколько раз побывал на объекте, провел там «показательные» планерки и публично заявил: «В 1996-1997 годах это будет основная стройка области. Силы и возможности для этого есть…»

Но вскоре губернатор прочно забыл о своих обещаниях. Для областных СМИ стройка в Федоровке вновь на долгое время как будто перестала существовать. И вдруг буквально пару недель назад вокруг ОАО «Омский аэропорт» разразился настоящий скандал. Прогубернаторская пресса ни с того ни с сего стала дружно обвинять генерального директора предприятия С. Круглова в том, что он якобы «всячески противится» завершению строительства нового аэропорта. При этом, как ныне водится у «демократов», самому критикуемому лицу нигде, ни на одном телеканале слово не предоставляют.

Что же происходит на самом деле? На днях я встретился с гендиректором омского аэропорта С. Кругловым и попросил его пояснить ситуацию. Вот что рассказал Сергей Федорович:

— Как известно, аэропорт «Омск-Федоровка» строится уже около 20 лет. После распада СССР государство перестало финансировать многие подобные стройки. За это время было предпринято немало усилий, чтобы привлечь состоятельных инвесторов, в том числе и зарубежных, но все попытки, к сожалению, окончились ничем. А на достройку аэропорта требуются большие средства — примерно 150 млн долларов, или более 4-х миллиардов рублей. Даже для минимального пускового комплекса, определенного «Ленаэропроектом», нужно найти и освоить около 90 млн долларов. Но где их взять?

Стройка зашла в тупик. Между тем нынче, в декабре, заканчивается срок эксплуатации ВПП действующего аэропорта. По нормам полагается производить капремонт полосы через десять лет, мы и так уж намного превысили этот срок за счет того, что у нас объемы перевозок за последнее десятилетие сократились в шесть раз. Следует еще отметить, что наша ВПП давно перестала соответствовать современным требованиям, ее длина (2500 м) не позволяет Омску принимать самолеты типа А-310, из-за чего аэропорт только на одном рейсе теряет десятки миллионов рублей в год. Потому в нашем АО и было принято решение удлинить полосу на 400 метров, для чего надо затратить вместе с капремонтом 100-110 миллионов рублей. Мы уже взяли кредит и начали работы по реконструкции, рассчитывая завершить их нынешней осенью.

— Но кому-то в области не понравилось такое решение, поднялся невероятный шум, вас объявляют чуть ли не преступниками, сознательно ухудшающими безопасность полетов, экологию над городом.

— Это для несведущих людей. Новые типы самолетов, которые мы собираемся принимать, экологически более «чистые», а удлинение полосы позволит в любую погоду, независимо от направления ветра, производить взлеты лайнеров в противоположную от центра Омска сторону. Значит, и безопасность полетов возрастет. А самое главное, мы же пошли на такой шаг вынужденно, иначе аэропорт просто перестанет существовать. По нашим расчетам, при нынешних темпах роста потребуется минимум 12 лет, чтобы достигнуть уровня объема перевозок 1990 года. Вот мы и хотим, наращивая доходы, увеличивать свой собственный вклад в достройку нового аэропорта и одновременно усиливать привлекательность для потенциальных инвесторов. Кто же согласится вкладывать деньги в неперспективное, хиреющее предприятие? Сейчас готовимся к инвентаризации «долгостроя», к возможному тендеру.

— Сергей Федорович, где же тогда, как говорится, собака зарыта, почему возник такой шквал критики в ваш адрес?

— Я могу только догадываться. Омский аэропорт — одно из динамично развивающихся предприятий гражданской авиации, в последнее время наши показатели по объемам перевозок и прибыли вдвое превышают среднеотраслевые. Видимо, кому-то приглянулось наше предприятие, захотелось прибрать его к своим рукам…

Да, создается именно такое впечатление. Ведь если возникли какие-либо проблемы во взаимоотношениях областной власти и руководства аэропорта, их вполне можно было решить в «узком кругу», без публичной огласки. Тут же началась откровенная травля, вице-губернатор А. Луппов, не стесняясь, прямо заявляет в печати, что, мол, заниматься строительством аэропорта в Федоровке можем только при новых руководителях ОАО «Омский аэропорт». Называется уже и кандидатура предполагаемого преемника Круглова — генерального директора компании «Омскавиа» Е. Романюка. Хотя в коридорах власти прекрасно знают, что совсем недавно, в конце апреля С. Ф. Круглое подавляющим большинством голосов акционеров переизбран генеральным директором на новый срок.

Нельзя не заметить и еще один факт. Незадолго до упомянутого скандала, а именно 30 мая сего года газета «Омская правда» («Намедни») поместила большое интервью с тем же Кругловым. А поводом для него стало то, что недавно Координационный совет международной программы «Партнерство ради прогресса» наградил коллектив ОАО «Омский аэропорт» как предприятия, успешно работающего в условиях рынка, призом «Хрустальная Ника», а его генеральный директор назван «директором года -2000». И вот спустя всего несколько недель после подобных похвал в той же областной печати С. Ф. Круглова стали представлять уже как плохого, недальновидного руководителя, которого требуется срочно заменить.

Что ж, видимо, у нас в области действительно идет новый передел собственности. А в этой непримиримой борьбе за «лучший кусок» все средства хороши.