РУССКИЕ ЛУЧШЕ ИНТЕРНЕТА

Выдающийся скрипач современности Элмар Оливейра признался в любви к России и дал в минувший понедельник концерт в Омске

Не рискнув ехать на гастроли по Польше и России со своим дорогим инструментом — скрипкой работы Джузеппе Гварнери дель Джезу, Оливейра сдал её американским мастерам на профилактику и приехал в Восточную Европу и Сибирь с новеньким инструментом и с очень старой программой — Концертом для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского. К Чайковскому и к России у Оливейры особое отношение. В юности, занимаясь с русским педагогом, маэстро проникся любовью к русской музыке, что, возможно, помогло ему стать в 1978-м году обладателем первой премии конкурса имени Чайковского среди скрипачей. С тех пор он так и остаётся единственным скрипачом-американцем, ставшим лауреатом этого престижнейшего конкурса. А на конкурсе он исполнял как раз тот самый концерт Чайковского, которым спустя почти тридцать лет порадовал омичей.

Ещё одна любовь именитого скрипача — это русская публика. «В Америке и Европе классическая музыка — это развлечение, никто особо серьёзно к ней не относится, русские же слушают классику так, будто переживают каждую ноту произведения», — восторгается Элмар Оливейра. Единственная беда с русскими — это то, что его здесь никто не понимает, а такие элементарные на Западе вещи, как компьютер и выход в Интернет, в российских гостиницах приходится искать, просить, а то и куда-нибудь за этим ехать.

Сам Оливейра — потомок португальских эмигрантов, начал своё обучение музыке у родного брата Джона в девятилетнем возрасте. Успехи были столь впечатляющими, что через год Элмар уже выступал перед публикой с небольшими концертами. У Джона тоже сложилась карьера музыканта, но гордостью семьи, да и Америки, стал Оливейра-младший. Между братьями, по признанию Элмара, хоть и была небольшая доля соперничества, но родственная любовь победила всё. «Без помощи Джона я был бы никем», — признаётся Элмар.

Сегодня, в свои 57 лет, скрипач постоянно гастролирует по миру, лишь изредка бывая у себя дома. За 47 лет концертной деятельности маэстро от такого образа жизни не устал. Когда Элмара Оливейру спрашивают о его возрасте, он отвечает, что ему «где-то от 25-ти до 70-ти». Годы он не считает помехой. Огорчает скрипача другое: если в Америке и Европе музыкант полностью защищён условиями контракта, то во время гастролей, скажем, по Мексике тамошние предприимчивые люди запросто могут сделать с концерта видео и выложить его в Сети. Но что ещё хуже: даже в Штатах действуют около 50-ти сайтов, на которых музыку можно скачать бесплатно. Люди перестали покупать пластинки, а классику все больше слушают только в качестве звонка на сотовом телефоне. Оливейру такое отношение к великим композиторам раздражает, и на своей трубке он установил в качестве звонка американскую салсу.