Однако у депутатского корпуса было время на то, чтобы поработать в комиссиях совместно с представителями мэрии, оценить обоснованность представленных расчетов и выработать нормы для смягчения финансовых последствий, принимаемых решений для наименее защищенных категорий населения.
Несмотря на то, что проект решения неоднократно согласовывался, некоторые цифры подверглись корректировке, вопрос о повышении тарифов вызвал бурные дебаты, продолжавшиеся около двух часов. В зале было вывешено несколько диаграмм, показывающих структуру расходов предприятий ЖКХ. Основываясь на них, представители мэрии и отдельные депутаты обосновывали свои предложения.
Депутат Лихачев занял «особую» позицию, предложив, чтобы жильцы сами выбрали из общего перечня те виды услуг, за которые они согласны платить. Предложение труднореализуемое хотя бы потому, что большинство услуг нельзя предоставлять выборочно, а лишь всему стояку или дому в целом.
Однако популярность такого предложения среди отдельных квартиросъемщиков понятна. Ведь сейчас, из-за финансовых трудностей, которые испытывают предприятия ЖКХ, не все услуги из базового перечня предоставляются в полном объеме. Может быть, кто-то считает, что выборочно оплачивая услуги, можно таким образом влиять на работников ЖКХ. Однако, как заверили депутатов, после введения новых тарифов жилищно-коммунальные услуги будут предоставляться в объеме, установленном в перечне.
Противники повышения тарифов, как можно было предполагать, остались в меньшинстве. Новые тарифы начнут действовать уже с 1 августа. Плата за содержание и ремонт жилья устанавливается из расчета: два рубля за квадратный метр общей площади в благоустроенных домах (1,84 руб. в домах без мусоропроводов, 1,47 руб. — в полублагоустроенных, 0,45 руб. — в неблагоустроенных домах).
Тарифы на отопление, холодное и горячее водоснабжение установлены из расчета 70 процентов от обоснованных расходов, причем тарифы на отопление сверхнормативной жилой площади установлены несколько выше, а тарифы на отопление частных домов площадью более 100 квадратных метров — в размере 100 процентов от стоимости тепловой энергии. В среднем для обычной семьи, проживающей в квартире без сверхнормативной жилой площади, общая сумма квартплаты возрастает примерно в полтора раза.
На этом же заседании депутаты установили предельно допустимую долю собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг совокупного дохода семьи -18, а не 20 процентов, как это было раньше. То есть если в общем доходе семьи доля квартплаты составит более 18 процентов, то семья вправе получать жилищную субсидию. В решении говорится, что данная норма действует, если на каждого члена семьи приходится не более двух размеров прожиточного минимума. Но эта норма носит лишь гипотетический характер, потому как у людей, имеющих доход выше двух прожиточных минимумов, доля расходов на квартплату не дотягивает до уровня, дающего право на получение субсидий.