НА ПТИЧЬИХ ПРАВАХ

НА ПТИЧЬИХ ПРАВАХ

В знаменитую омскую «хрущевку», объявяенную пилотным проектом, заглянул корреспондент «Красного Пути

Реконструкция жилого дома по улице 33-я Северная, 30Б в свое время широко освещалась областными СМИ. И в самом деле, было на что посмотреть. Неказистая и обшарпанная 40-летняя пятиэтажка буквально на глазах преобразилась, превратившись в нарядную красавицу.

В доме появился шестой этаж (дополнительные 16 квартир), стены закрыли теплоизоляцией, оштукатурили и перекрасили, балконы превратили в лоджии, а старые деревянные окна поменяли на пластиковые. Не меньшие улучшения провели и внутри — в квартирах установили счетчики и новые батареи, поменяли проводку и трубы (водопроводные и отопления), в подъездах — новые почтовые ящики. Наконец, появились собственные теплоузел и щитовая.

В общем, на дом, который объявили «пилотным проектом» не пожалели ни денег (по некоторым сведениям, их израсходовали до 33 млн. бюджетных рубликов), ни первоклассных стройматериалов. Одним словом, ну самый настоящий «евроремонт»! Причем, как это ни удивительно, для жильцов совершенно бесплатный.

Поскольку проект строительства «доступного жилья для омичей» имел и политическое значение, на торжественном окончании реконструкции присутствовали высокопоставленные гости из уполномоченных ведомств, а ключи от квартир счастливым новоселам вручал лично губернатор Л.К. Полежаев. После чего публикации о проекте как ножом отрезало… хотя нет, промелькнуло перед выборами нечто о планах аналогичного переоборудования еще 50 «хрущевок». Но воз, насколько известно, «и ныне там».

Между тем без ответа остались достаточно серьезные вопросы. Например, насколько целесообразно подобное архитектурное решение в Сибири? И насколько долговечна эта красота? Скажем, те же самые стеклопакеты в условиях Сибири приходится менять через 8-10 лет (а резину уплотнений — уже через 5-6 лет), и в прессу просачивается информация о канцерогенности винилхлоридов, токсичности тяжелых металлов кадмия и свинца, добавляемых в ПВХ для прочности, и нехороших свойствах, проявляющихся при горении пластмасс и герметиков.

Достаточно интересным является и опыт жильцов, приобретенный за прошедшие (с октября 2005 г} два года…

Дело в том, что ремонт «к красной дате» производился силами сразу четырех фирм, причем авральными темпами, к тому же в процессе реконструкции подрядчики неоднократно менялись («Луна», «Артек», «Престиж»…). Как следствие, осталась масса недоделок и упущений, потребовавших длительной и до сих пор не завершенной «работы над ошибками».

В частности оказалось, что скользкие наклонные скаты новой, крытой металлом крыши с продольными желобами зимой становятся по-настоящему опасными — снег и лед скапливаются в них, а затем летит с высоты шестого этажа тяжелыми кусками. В первую зиму из подъезда жильцы выходили только бегом… Не помогли и установленные в прошлом году ограждения — теперь снег падает только крупными глыбами, когда накопится и спрессуется под собственным весом «критическая масса». В последний раз, по весне, такая рухнувшая глыба повредила бетонный козырек над подъездом…

Кроме того, во время дождей и по весне талая вода течет по балконам.

«У нас на кухне набегает тазик за час», — жалуется Ирина Александровна (квартира 20).

Поэтому дом все еще не принят в эксплуатацию. Все жильцы второй год продолжают переплачивать за коммунальные услуги (счетчики не подключены).

А «счастливые новоселы» с шестого этажа до сих пор не имеют ни документов на квартиры, ни прописки. «Мы все живем на птичьих правах, — говорит Зауре из 84-й квартиры. — Документы кочуют из отдела в отдел, с нас требуют все новые справки, но ничего не меняется… Только и ждешь, что в любой момент нас могут попросить отсюда».

Вот так, оказывается, несколько мелких чиновников из департамента недвижимости и ДЭУ перекрыли кислород Великому Губернаторскому Проекту! И ведь что показательно, жаловаться в инстанции на «государевых людей» жильцы не хотят (кто-то просто не верит в возможность победы в таком противостоянии). А общую точку зрения выразил старший по дому, Леонид Карпович Лиходеев (кв.77): «Конечно, по-настоящему надо было действовать так: «сделали — приняли — подписали». А на деле приходили подрядчики, протягивали бумаги — мы, мол, все сделалй, подпиши, быстрей-быстрей! Но ведь сколько для нас сделали, и все бесплатно! Где еще сейчас возможно такоё? А то, что некоторые недовольны – это в порядке вещей, ведь каждому не угодишь никогда…».