ТУК-ТУК-ТУК! КТО ТАМ? МАЦТУК!

ТУК-ТУК-ТУК! КТО ТАМ? МАЦТУК!

Рассказывая о родной Югославии, Эмир КУСТУРИЦА начал свой фильм «Андеграунд» титром: «Жила-была одна страна». У нас тоже была одна страна - СССР, а в СССР был свой андеграунд, культурный андеграунд. Обитатели андеграунда были счастливы тем, что их не любили, нередко поколачивали. От этого подпольщики чувствовали себя значимыми и опасными ненавистной системе. Что, правды ради, так и было. Система была жестковатой. А из уроков физики каждый школьник знает, что ломается там, где жестко. В общем, история хрустнула погромче крепкого садового огурца, и вылетевшие, словно семечки из того огурца, на свет божий обитатели андеграунда почувствовали себя столь мелкими героями, что, как поется в песне МАКАРЕВИЧА, они бы всех победили, только их не замечают. Посмотрели подпольщики переломной эпохи на все это и вывернулись наизнанку. С тех пор для большинства из них жизненным кредо стал девиз: происходит только то, что происходит со мной.

Тринадцатого января на сцене «Лицейского театра» после четырехлетнего перерыва с концертом выступил Сергей КОЛМОГОРОВ, он же МАЦТУК, лидер некогда популярной в определенных узких омских кругах группы «Мацтук моркст». На концерт «узкий круг» пришел практически в полном составе. Все семьдесят театральных кресел оказались занятыми. МАЦТУК вышел на сцену в темноте. На экране сменялись виды главного омского собора, речного порта, утопающего в Иртыше солнца. МАЦТУК признавался в любви к родине (около девяти лет назад он уехал в Питер). Песни сменяли одна другую, но, словно переходящее красное знамя, в «красном уголке» колмогоровских текстов всегда стояло слово «Я».

Понять что-либо из услышанного человеку со стороны было не под силу. Все произведения автора насквозь автобиографичны: что-то произошло — пожалуйте песню о переживании происшедшего. Явной недоработкой организаторов концерта стало отсутствие подробной биографии певца, желательно в переплете книжной серии ЖЗЛ. Но проблема в том, что, для того чтобы аудитория могла хоть чуть-чуть уловить в наборе, зачастую наивном, слов тень смысла, нужно подобно авангардистам быть всегда на виду, превращая свою жизнь в произведение искусства. А так… четыре года отсутствия в наше время не оставляют шансов быть снова узнанным. К тому же за авторами тянутся следом и слушатели, и для них теперь происходящее происходит, только когда происходит с ними. Стало быть, у каждого своя песня и петь, по большому счету, не о чем. Через полтора часа сидения в холодном зале публика с энтузиазмом двинулась в направлении гардеробной.