На горожан он свалился, как снег на голову. И хотя подавалось вторжение тюменского варяга на рынке услуг ЖКХ как благо, с первых же дней многие в таковом засомневались. С тех пор минул не один месяц, а ЕИЦР так и не прижился в нашем городе. Накал страстей вокруг него нарастает все больше. С одной стороны, администрация города настойчиво выступает в роли главного протеже ЕИЦР, с другой стороны, горожане, большая часть управляющих компаний, монополисты от энергетики не хотят иметь дело с новоявленным посредником. Но самое главное — прокуратура уже неоднократно уличала тюменскую структуру в нарушении прав потребителей, законодательства вообще. Долго выжидательную позицию в этом вопросе занимал Омский городской Совет. Оно и понятно: сегодня в нем заседает послушное мэрии большинство депутатов-единороссов, которые поддерживают любой чих городской администрации. Но дело с ЕИЦР настолько зашло в тупик, что городской Совет, наконец, осознал, что должен занять свою позицию по столь проблемному вопросу.
На днях состоялось заседание комитета по жилищно-коммунальным вопросам, на котором была обсуждена эта проблема. Мы попросили прокомментировать ситуацию депутата Омского горсовета от КПРФ Юрия Васильевича ТЮЛЕНЕВА.
— Как известно, в адрес Единого Центра пока идут в основном нарекания, поэтому на заседание были приглашены все заинтересованные стороны. Ситуация, действительно, сложная. Самого главного — единой квитанции по платежам за коммунальные услуги, которую так пропагандировала мэрия, горожане так и не получили. Вместо этого прокуратура обнаружила множество нарушений. Началось с того, что ЕИЦР влез в святая святых — паспортные Данные граждан и даже пытался под свое крыло взять паспортные столы. Вовремя прокуратура остановила.
Многие управляющие компании, горожане не желают иметь с Центром никаких дел, воспринимают его как ненужную посредническую структуру. Да и главные монополисты на рынке услуг ЖКХ: энергетики, «Омскводоканал» — не хотят заключать договора, так как и без посредников в оптимальные сроки получают деньги от потребителей. Присутствовавший на заседании комитета представитель Омской энергосбытовой компании, например, отметил, что 97% омичей в последнее время своевременно оплачивают услуги. То же самое констатировали и представители «Омскводоканала», тем самым, подчеркивая: что-то менять в методике платежей для них нет смысла. Те управляющие компании, которые апробировали проплату через Центр, недовольны сотрудничеством с новой структурой: происходит задержка поступлений средств на их счета, в итоге работники компаний несвоевременно получают заработную плату.
Примечательно, что и представитель мэрии В. Потапов не отрицал, что недостатков в работе ЕИЦР много. Так в чем же дело? Мэрия непосредственно протежировала ЕИРЦ? Более того, горадминистрация Омска является одним из учредителей этого предприятия (25% акций), должна бы влиять и на принятие решений, и регулировать тарифную политику. Вместо этого мэрия, образно говоря, пропихивает товар, который не по вкусу потребителям, за чьи интересы должна бы болеть больше всего.
Что, разве в мэрии не знают, что услуги посредников надо оплачивать? Разумеется, знают. На сегодня это 3% с суммы платежей горожан за услуги ЖКХ. Сумма кругленькая, которую тюменцы получают, не напрягаясь. Но зачем это горожанам, если взамен они даже единой квитанции не получают?! Так это сегодня 3%. Сможет ли мэрия в дальнейшем влиять на тарифную политику — большой вопрос, потому что свою долю в уставном капитале в сумме 25 миллионов рублей она еще не оплатила, срок внесения — до 18 августа текущего года. Если нужной суммы в городской казне при постоянном дефиците не найдется и кто-то другой окажется владельцем 25% доли уставного капитала, то мэрия не сможет влиять на тарифную политику. В этом случае кто-то другой будет диктовать горожанам, сколько платить за посреднические услуги. Это могут быть уже не 3, а 6 и более процентов, которые вынуждены будут оплачивать горожане. Как можно за их спиной совершать подобные сделки?!
Главный вопрос — кому это выгодно, если невыгодно всем вокруг?! Тарифы и так растут на все, зачем же еще и искусственно создавать людям дополнительные проблемы?!
А что же депутаты, мои коллеги, в большинстве своем единороссы? Поскольку все они «вылетели» из-под крыла мэрии, то и критиковать ее должным образом они не решились. На заседании комитета решено создать рабочую группу по изучению этой проблемы, хотя и без этого всем ясно, что несет создание посреднической структуры. Мэрия же упорно «катит» свою телегу: она рассматривает, по словам вице-мэра Омска В. Потапова, предложение компании ОАО «Сибирь-Энерго» по вхождению в единую квитанцию. Зачем, спрашивается, наступать на одни и те же грабли дважды?! Тем более, что одни из главных поставщиков услуг ЖКХ — управляющие компании «Центржилсервис», «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис», «УК «Партнер-Гарант», «Левобережье», «ЦентрЖилСервис» негативно отзываются о работе с ЕИРЦ, а представители ТГК № 11 и «Омскводоканала» в один голос заявили о нежелании заключать договор с ЕИРЦ «в силу экономической нецелесообразности».
Но, судя по заявлению заместителя мэра Т. Вижевитовой, мэрия никого слушать не намерена. Сумеют ли депутаты противостоять административному наступлению на права избирателей Омска — покажет время. Но и горожанам не стоит дожидаться, когда им на содержание кинут очередного посредника.