Это пока единственное в городе учебное заведение, созданное по типу Суворовского училища.
Из 250 кадетов более 70 мальчиков растут в неполных семьях, 18 — опекаемые, и для многих из них интернат стал родным и единственным домом.
Когда я впервые переступил порог вестибюля, паренек в ставшей уже привычной камуфпяжной форме вежливо козырнул: мол, по какому делу? К генералу Жаронкину? По своей инициативе или по приглашению? И тут же подозвал паренька помоложе, но тоже одетого в военную форму:
— Проводи к генералу.
В вестибюле чистота. Чувствуется дух военной организованности.
Виктор Жаронкин — генерал, который два года руководит школой, — кратко и точно обрисовал обстановку.
Школа создана на основе школы-интерната. Следовательно, о некой «элитарности» ее контингента говорить не приходится. У многих здешних подростков нелегкая судьба.
Поначалу, когда сразу весь контингент школы-интерната вдруг обрел форму и звание кадетов, было туго. И не только с финансированием. В интернате ведь о военной дисциплине и понятия не было, а тут — подъем, строем на завтрак и весь распорядок по военному образцу.
Виктору Алексеевичу, принявшему «войско», пришлось решать множество проблем — от организации воинского порядка, питания, обмундирования до успеваемости.
— В первую очередь о выпускниках одиннадцатого класса пришлось заботиться, — говорит генерал. — Им уже во взрослую жизнь пора выходить. А с теми, кто помладше, решил заняться основательно позднее. Как боролся? По-военному. Каждые десять дней в определенный час одиннадцатиклассники приходили с дневниками. С каждой двойкой разбирался. И подчеркивал, что любая оценка — ступенька в жизни. Чем меньше ступенька, тем меньше подъем.
— И что же? Выдали аттестаты, а дальше -не ваша забота?
— Нет, — Виктор Алексеевич даже лицом посветлел. — Пятерым пришлось на военную службу уходить. Всех направили в школу младших командиров. И они себя так зарекомендовали, что им предложили сдать экзамены экстерном по сокращенной программе военного училища. После чего всем пятерым было присвоено звание младшего лейтенанта. Из нашей школы они вышли в июне 2000 года, так что уже почти год несут офицерскую службу. Трое поступили в новосибирское военное училище. Один — в Академию Министерства чрезвычайных ситуаций. Один — в Московское училище МВД. Другие — в омские институты, техникумы. Один выпускник пошел трудиться на предприятие «Попет». Тоже хорошо. Толковые рабочие имеют ценность не меньшую, чем толковые офицеры.
— Ничего не скажешь, впечатляет. Но ведь при надлежащей организации можно достичь аналогичных результатов и в обычной школе.
— Согласен, — Виктор Алексеевич приосанился. — Но то был первый шаг. А сейчас мы обзавелись автоклассом. Раздобыли старенький «москвичишко», оборудовали второе управление и начали обучать старшеклассников автоделу. С тем, чтобы после окончания школы выпускник имел водительское удостоверение. И на такое обучение получили лицензию.
В школьной программе свыше четверти тысяч часов отведены военному делу. А там уставы, стрелковая подготовка, военная топография. В результате выпускники уже имеют подготовку младшего командира. У нас своя, пусть и скромненькая, спортивная база. На всероссийских состязаниях по лыжной подготовке из двух десятков команд наша заняла седьмое место. Причем почти без подготовки.
Создали мы и свой духовой оркестр. Недавно, правда. Но наши музыканты уже разучили три марша. И как говорит преподаватель музыки Сергей Маточкин, среди ребят есть одаренные музыканты. Так что в нашей среде может объявиться и знаменитость. Словом, мы только начинаем разворачиваться.
В школе подбирается очень стоящий преподавательский состав. Заместитель Жаронкина по научной части — кандидат педагогических наук Сергей Щербаков -в свое время закончил Академию Генштаба, полковник запаса. А преподаватель, капитан первого ранга Борис Мартынов в совершенстве знает три иностранных языка. У него замысел — факультативно так подготовить желающих изучать английский и немецкий языки, чтобы при выпуске вручить им дипломы переводчиков.
Невольно подумалось: а что мешает открыть еще не одну школу подобного образца? С тем, чтобы охватить как можно больше мальчишек, интересующихся военной подготовкой. А что? В Красноярске шесть кадетских школ, а Красноярск населением меньше Омска.
В минувшие выходные в первой омской кадетской школе состоялся очередной выпуск. Несколько десятков ребят получили путевку в жизнь. А их место уже готовы занять другие мальчишки — в них, как говорит Виктор Жаронкин, недостатка нет. И хотя за обучение юных кадетов их родителям приходится платить, желающих учиться здесь нынче намного больше, чем могут принять школьные стены.
Кстати, здание кадетской школы, носящей имя одного из великих российских императоров, не ремонтировалось почти 40 лет. На это, как, впрочем, и на многое другое, у учебного заведения просто нет денег. Остается надеяться, что теперь, когда учебный процесс в школе прошел проверку временем, на эту кузницу офицерских кадров обратят внимание омские власти. Для этого имеются все предпосылки, и, как сообщил генерал Жаронкин, на состоявшемся недавно заседании постоянной комиссии городского Совета по образованию было принято решение внести расходы по финансированию кадетской школы отдельной строкой в бюджет 2002 года. Поживем — увидим.