Получились и зрелище, и отдых. Хотя тащиться от автобусной остановки до места соревнований было не близко.
Гонщики, собравшиеся со всей страны в Омске на третий этап Кубка России по автокроссу, компенсировали зрителям затраченные на ходьбу калории скачком адреналина в крови. Действительно, трудно остаться равнодушным, наблюдая за этим автородео. Свыше десятка «крыш» (на сленге гонщиков «крыша» — перевернутый в пылу борьбы вверх колесами автомобиль) за два дня соревнований — это многовато даже для Кубка России.
Накануне стартов я поинтересовался у одного из лучших омских пилотов Александра Фабрициуса: что заставляет их выходить на старт, не жалея себя и машин, подготовка которых также процесс сложный и дорогостоящий, рваться к финишу, стремясь быть первым? Деньги? Мимо. Профессиональные гонщики, во всяком случае омские, конечно, срывают призовые, если выигрывают. Но они столь незначительны, что говорить об этом даже неприлично. Для сравнения: машины, подготовленные для гонок, стоят от 10 до 20 тысяч долларов, а призы победителям — 10-15 тысяч рублей в лучшем случае. А если выезжать на гонки в другие города, то транспортные расходы съедают не только потенциальные призовые. Но ведь выезжают.
— В основной массе гонщики — это фанаты, -рассказал Александр Фабрициус. — Призовые как стимул стоят на последнем месте. Ну просто нравится нам это дело. Мы бьемся за победу, но совсем не за деньги.
Хотя, думаю, если бы гонщики получали за свою тяжелую, рисковую работу так, как, например, хоккеисты или, допустим, пилоты «Формулы-1», они возражать бы не стали. Но и без валютных стимулов ребята рвут моторы, рискуя не только машиной, но и собой, стремясь обойти соперника на вираже, чтобы быть первым. Или вторым, третьим. Как получится. Главное — снова окунуться в гонку, очутиться в ее малопонятной для непосвященных атмосфере, когда рев форсированного двигателя, летящая навстречу трасса, машины других участников, пытающихся подрезать, обойти, сливаются воедино.
Омский этап Кубка России, собравший около 60 гонщиков от Москвы до самых до окраин, позволил им снова испытать этот экстаз. Кому-то, как всегда, не везло. Не вписался в поворот и перевернулся, подвел мотор или что-то еще, столкнулся с резвым соперником по заезду. В таком виде, как автоспорт, случайности и техническая подготовка машины играют не последнюю роль. Но побеждают все равно сильнейшие. Омские гонщики, правда не все, доказали, что они как раз таковыми и являются. В первую очередь, речь о победителях этапа Кубка России в классах Д-1 (переднеприводные автомобили) и Д-2 (полноприводные) Александре Фабрициусе и Павле Сатонкине, выступающих за «Матадор»-0мскшину». Кстати, бывший вице-мэр Сатонкин, убедительно выигравший финал в классе Д-2, после финиша первым делом поблагодарил своего наставника в автоспорте Александра Фабрициуса, пришедшего вторым. Что ж, ученики, побеждающие учителей, в истории уже встречались. Правда, не совсем понятно, зачем человеку, преуспевшему в жизни и работе, познавшему и взлеты, и падения, а Павел Сатонкин как раз из этой когорты, еще такой экстрим, как автоспорт.
— Ощущаешь себя настоящим мужиком, — пошутил, а может и нет, Павел Сатонкин.- А вообще хочу, чтобы моя дочь, которой всего два месяца, когда будет выходить замуж, могла мной также гордиться. Спорт в этом помогает. Просто хочется жить, заниматься любимым делом и добиваться в нем успехов.
Сатонкину это удается. Как и Фабрициусу, не оставившему соперникам никаких шансов в финальном заезде класса Д-1. Сатонкин и Фабрициус лидируют после трех этапов гонок Кубка России. В классах Д-3-1600 (багги) и Д-3500 (багги полноприводные) победили Игорь Плотников из Новосибирска и Александр Данишевский (Нижний Тагил). Следующий этап пройдет в Екатеринбурге.