ШРЕИДЕР И ФЕДОТОВ НЕ СОШЛИСЬ ВО ВЗГЛЯДАХ НА ВЛАСТЬ, когда горсовет голосовал за принятие программы «Электронный Омск»

Спор о разделении властей - исполнительной и представительной - между депутатами и мэром Омска символично возник на заседании горсовета 28 мая

В процессе принятия программы «Электронный Омск» горадминистрация вновь продемонстрировала свое отношение к депутатскому корпусу. На этот раз депутатам дали одну неделю для обсуждения проекта стоимостью 842 млн. рублей. Более того, на пяти комитетах депутаты проголосовали только за первое чтение, полагая, что ко второму чтению можно будет подготовить поправки, и мало кто из них знал, что за день до заседания горсовета администрация инициировала внеочередное заседание профильного комитета Галины ГОРСТ и убедила-таки его проголосовать «как надо».

Казалось бы, депутатов должна была насторожить такая спешка в принятии проекта. Однако большинство из них не остановило ни смутное, судя по их репликам, представление о предмете программы (позже депутат Раиса КИРПИТНЕВА признается, что без помощи специалистов депутаты не могут разобраться даже в куда более примитивном документе о налоговых льготах), ни чрезвычайно короткие сроки рассмотрения проекта, ни даже нарушение регламента при его принятии. Как заметил Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ, в проект по рекомендации комитетов разработчики в последний момент внесли несколько позволительных, с их точки зрения, дополнений. Согласно регламенту горсовета любое, даже незначительное редакционное изменение документа требует принятия поправок. Однако в случае с «Электронным Омском» это правило уже не работало.

— У нас сложилась пагубная практика, когда мы в трех чтениях принимаем документы, практически их не обсуждая, — выступил Юрий ФЕДОТОВ. — Я хочу напомнить, что у горсовета есть безусловные функции, которые выражаются в том, что избиратели дали каждому из нас определенные наказы и поручения. И представительная власть не тождественна исполнительной. У нас есть функции, связанные с тем, что мы должны обсуждать вопросы, исходя из интересов избирателей, вносить в них изменения и предложения, контролировать этот процесс и влиять на него.

Снизить темпы призвал коллег и Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. Он заметил, что горсовет принимает документы публичного свойства, из которых должно быть понятно, что именно депутаты делают для населения. Спикер Сергей АЛЕКСЕЕВ, активно агитировавший за «Электронный Омск» наравне с чиновниками, заверил депутатов, что беспокоиться им не о чем — реализацию программы горсовету будет позволено контролировать через своих представителей в директорате программы. Перед голосованием за первое чтение председатель горсовета в ответ на выступление Юрия ФЕДОТОВА посчитал необходимым поведать депутатам о своем понимании принципа разделения властей.

— Если вспомнить историю, когда депутаты избирались по сословиям, главная цель городской думы заключалась в том, чтобы пропустить через себя те вопросы, которые предлагала власть, и определить, подходят они этому сословию или нет. Эти цели остались и сегодня, — заключил Сергей АЛЕКСЕЕВ.

Председатель не уточнил, к какому сословию относится подавляющее большинство современного городского совета и чьи интересы оно отстаивает, однако голосование раскрыло все карты. Администрацию поддержали 26 депутатов, и только пять человек проголосовали против того, чтобы принять «Электронный Омск» в первом чтении. Перед голосованием за принятие документа в целом Юрий ФЕДОТОВ вновь взял слово. Стремление депутатов принять проект почти на миллиард рублей, который они полностью даже не успели прочитать, он назвал «коллективной безответственностью». Сергей АЛЕКСЕЕВ просил не запугивать депутатов. В итоге отвечать за «Электронный Омск» не пожелали только 9 депутатов. Принятие программы, впрочем, не доставило мэру Виктору ШРЕЙДЕРУ ожидаемого удовольствия. Реплика Юрия ФЕДОТОВА о том, что представительная власть не тождественна исполнительной (принцип разделения властей, кстати, прописан в Конституции РФ), видимо, не давала покоя главе города на протяжении всего 40-минутного обсуждения вопроса.

— Не могу удержаться от реплики в части выступления уважаемого депутата ФЕДОТОВА, — заявил Виктор ШРЕИДЕР. — Если для депутата ФЕДОТОВА несколько разные приоритеты в части представительной и исполнительной власти муниципального образования город Омск, это его личное дело. Но объединять свое мнение с мнением депутатского корпуса, наверно, неправильно. Убежден, что и администрация города, и городской совет выполняют одну главную задачу — решение проблем жителей города и функционирования городского хозяйства, эффективное решение этих проблем, а не каких-либо иных.

Точка в вопросе различия функций городского совета и администрации на этом, однако, не была поставлена. В финале заседания горсовета Юрий ФЕДОТОВ снова вышел к трибуне и рассказал о многочисленных компроматах и анонимных угрозах в свой адрес.

— Я не имею оснований увязывать все это в одну цепочку, тем не менее, мысли у меня возникают. Я хочу публично сказать, что буду отстаивать свою позицию и работать в городском совете так, как мне подсказывает моя совесть, и, основываясь на законе, — заявил депутат. — И я просил бы любую позицию депутата, независимо от того, нравится она кому-то или не нравится, уважать просто в силу того, что его избрало некоторое количество десятков тысяч избирателей. Прошу к этому подходить уважительно любое должностное лицо, независимо от его должности, поста и уровня.

Виктор ШРЕИДЕР просил сделать распечатку стенограммы первого выступления Юрия ФЕДОТОВА и своего ответа на него, чтобы ни у кого не сложилось «неправильное толкование» их слов.

Р.S. «КВ» выполнили просьбу мэра и привели в тексте материала дословные цитаты Юрия ФЕДОТОВА и самого Виктора ШРЕЙДЕРА. Для того, чтобы читатели смогли правильно истолковать мнение обоих.