В такие моменты, как правило, наиболее ярко проявляется политическая позиция каждого депутата, степень ответственности за судьбу в данном случае жилищно-коммунального хозяйства города Омска.
Депутатскому корпусу было предложено принять в первом чтении решение о повышении тарифов на отопление и водоснабжение в среднем в два раза и на ремонт и содержание жилья в 2,2 раза. Основных причин для принятия этого более чем непопулярного решения две.
Во-первых, федеральное правительство установило на настоящий момент норму -70 процентов от фактических расходов на услуги ЖКХ должны оплачиваться населением. Если эта норма не выдерживается, то субъект федерации серьезно страдает при распределении трансфертов из федерального бюджета. Причина вторая — необходимость финансовых «вливаний» в полуразрушенное жилищно-коммунальное хозяйство города при одновременном его реформировании. Тарифы на содержание жилья не менялись уже более двух лет, а тарифы на горячее водоснабжение хоть и повышались неоднократно в течение последнего года работы прежнего мэра, однако рост цен на энергию и тепло свел эффект от них на нет.
Конечно, органам власти иногда просто приходится принимать непопулярные решения, идущие вразрез с настроениями избирателей. Несерьезно говорить о том, что в результате некоей разъяснительной работы большинство населения одобрит решение о том же повышении тарифов. Тем более, что за последнее десятилетие народ приобрел богатейший опыт по части того, как громкие слова о той или иной реформе использовались для очередного облегчения карманов простых людей. Но государственная мудрость «слуг народа»(извините уж за высокие слова) состоит не в следовании популистским настроениям, а в том, чтобы оценить, насколько предлагаемые меры действительно необходимы, и если без них но обойтись, то досконально все продумать и попытаться по возможности смягчить негативные последствия.
Непопулярные решения об увеличении тарифов принимали и раньше, причем, как ни странно, голосами коммунистической фракции (ныне прекратившей существование), которая, по идее, должна была защищать «социальные завоевания» в виде низкой квартплаты. Но тогда дополнительные деньги уходили на «латание дыр» без какой-либо работы по повышению эффективности жилищно-коммунального комплекса. Более того, повышение тарифов позволяло прежнему руководству города еще некоторое время сохранять свою «особую позицию», без объединения усилий с областной властью. Потому прежние решения о повышении тарифов оценивались общественным мнением крайне негативно -как «финансирование войны города и области».
Учитывая негативный опыт, новому мэру Евгению Белову необходимо было представить депутатам серьезные аргументы насчет того, что предполагаемое повышение тарифов -это не очередное «латание дыр», а начало перелома в лучшую сторону в городском жилищно-коммунальном хозяйстве. По словам мэра, должны быть коренным образом изменены подходы к финансированию ЖКХ. Теперь деньги будут передаваться не в ПЖРУ — «чуть ли не дежурному слесарю», а городским округам под контролем департамента городского хозяйства. Закупка материалов и оборудования будет производиться централизованно (только за три месяца, централизовав закупку водопроводных труб, город сэкономил пять(!) миллионов рублей). Предусмотрена и серьезная программа энергосбережения, включая установку в домах тепло-счетчиков.
Предполагается повысить и зарплату работникам ЖКХ (какого качества работы можно требовать от слесаря, получающего 800 рублей в месяц?). Идеология реформы такова — пусть повышается оплата, но зато за эти деньги жильцы должны получить полный объем предусмотренных услуг, а не только аварийное латание проржавевших труб, как это происходит сейчас.
Если тарифы существенно возрастают, то неизбежно встает вопрос о социальной справедливости. В советские времена все зарабатывали примерно одинаково, потому и вопрос дифференциации тарифов не был актуален. Теперь же, при сохранении прежней системы, государство одинаково дотирует и бедных (расходы на квартплату в семейном бюджете которых составляют до одной четверти), и богатых, которые за день «на карман» тратят больше, чем в месяц на квартплату. По идее, все должны платить реальные деньги, а малоимущие — при необходимости брать жилищные субсидии.
Как бы то ни было, за принятие предложенных решений в первом чтении проголосовали 11 депутатов, против — три. Большинство депутатского корпуса смогло взять на себя ответственность за повышение тарифов несмотря на то, что до выборов остались считанные месяцы. Но перед выборами еще зима, которую нужно пережить. Если при отсутствии реформирования ЖКХ следующая зима пройдет также, как предыдущая, то народным избранникам может достаться от избирателей почище, чем за все повышения тарифов.
Сейчас, вместе с мэром взяв на себя ответственность, депутаты заинтересованы в успехе всех мероприятий по реформированию ЖКХ в Омске. Это уже — вопрос продолжения их политической карьеры. А значит, и реформа пойдет успешней.