ОМСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИДЕТ В АТАКУ

ОМСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИДЕТ В АТАКУ

...В июне текущего года в период проведения "ВТТВ-Омск-2001" в нашем городе состоялось заседание совета Сибирского федерального округа на тему "О предстоящей реструктуризации военно-промышленного комплекса страны"

Тогда полномочный представитель президента РФ Л. Драчевский озвучил правительственное сообщение о том, что в рамках российского ВПК предполагается создать порядка 38-40 специализированных холдингов, куда войдут, разумеется, далеко не все предприятия, основная продукция которых всегда имела исключительно оборонное назначение.

Что будет с ними, «отказными»? Как реформы в отрасли повлияют на экономическую, некогда градообразующую основу целых регионов, и особенно сибирских? Какими вообще окажутся последствия грядущих перемен для многотысячных трудовых коллективов? Как это отразится на формировании местных бюджетов? Вопросов больше, чем ответов. Все они при ознакомлении с пока еще четко не сформулированной военной доктриной обсуждались как стратегически, так и тактически. Разумеется, все точки над «/»» Даже при коллегиальном рассмотрении расставить крайне затруднительно. Все еще слишком туманно и неопределенно. Но даже при столь размытых контурах грядущей реформы уже совершенно очевидно: во-первых, реструктуризация будет, и она не за горами; во-вторых, любое промедление при подготовке к ней обернется ничем иным, как драмой — в пределах ли конкретного предприятия, или региона в целом. Безусловно, это коснется каждого субъекта федерации, в той или иной мере насыщенного производственными мощностями ВПК. В какой степени? А вот тут все остается без изменений: смягчить удар способны прежде всего активные действия со стороны местных властей, будь то областные или муниципальные. Наиболее эффективный вариант: если такая «оборона» — с обоих флангов. Как в связи с этим обстоит внутренняя «артподготовка» на территории Омской области?

Однозначно, что на пассивное ожидание никто не рассчитывает. Контролируемые государством естественные монополии и ВПК -самая лакомая начинка российской собственности. Да, ни сил, ни возможностей, подчеркнем, в данное время, не хватает, чтобы распоряжаться ею максимально эффективно. Часть приходится выставлять на рынок. Что-то в этом смысле получается более или менее удачно, а что-то нет. Теперь дошла очередь и до ВПК. От этого несколько тревожно: все-таки перекраивается одна из важнейших отраслей, технически обеспечивающая безопасность государства. И в какой момент? Как ни печально, но следует признать, что портные по собственности за все годы перестройки из нас получились пока слабенькие — то ли не тот менталитет, то ли лекала неподходящие…

Сегодня другое правительство, иные концепции, позитивные сдвиги в промышленности. Значит, есть некоторая вероятность, что реструктуризацию оборонного комплекса будут осуществлять своим умом и непременно в интересах государства? Если принять это за данность, то осмелюсь предположить, что в этом смысле опыт Омской области в очередной раз мог бы помочь предотвратить массу ошибок, которые наверняка придется подсчитывать после окончательного передела собственности и непременно последующего экономического спада в промышленном производстве.

В начале 90-х никто не мог даже предположить, что через 10 лет на основе предприятий ВПК будут организовывать холдинги. До последнего подразделения «оборонка» считалась в регионе единой, и ее всячески пытались сохранить собственными средствами. Обошлось не без потерь — дефицитный тогда областной бюджет никак не был рассчитан на финансовое подкрепление заводов и объединений еще и федерального подчинения. Однако во спасение отрасли шли и на этот шаг. В те же годы появилась региональная программа конверсии, стартовый капитал для которой брался все из того же источника. Многое из задуманного удалось осуществить, обеспечить загрузку промышленных мощностей, наладить выпуск наукоемкой продукции. При почти полном отсутствии оборонных заказов пытались таким образом удержать кадровый состав, приостановить распад производств, сберечь основную базу, уникальные технологии и так далее. Действовать последовательно, внедряя и осваивая одну экономическую программу за другой, приходилось отнюдь не под аплодисменты: на реальную отдачу требовалось время.

1998-й стал переломным. Промышленность области наконец дала прирост производства, причем уже за счет новой продукции. Пошли расчеты с бюджетом и фондами, стала погашаться задолженность перед энергетиками. Это была победа по большому счету. Нет, не та, о которой кричат или рапортуют как о рекордах. Но то, что удалось сохранить, не менее ценно и дорого. И, как точно заметил председатель ассоциации промышленников и товаропроизводителей Омской области А. Грезин, «это — наше национальное богатство, которое вос-про-из-во-ди-мо! А посему его огромный резерв необходимо как можно быстрее задействовать».

Еще в декабре прошлого года губернатор Л. Полежаев поручил разработать региональный проект развития промышленного производства Омской области до 2005 года. Документ, который представлял бы собой уже не просто долговременный экономический прогноз, а совершенно конкретный план, где учтены особенности формирования нового рыночного пространства, дальнейшие перспективные направления, реструктуризация военно-промышленного комплекса и многое другое. Проектом занималась рабочая группа, куда вошли не только специалисты экономических комитетов области и города. Самое активное участие приняли и представители 25 ведущих омских предприятий четырех отраслей: машиностроения, нефтехимии, энергетики и легкой промышленности. Понятно, что это стало возможным благодаря реанимации промышленности и вывода ее из финансово-экономического кризиса. Сказать же, что теперь предприятия вышли на стартовую прямую развития в полной боевой, тоже не совсем верно. Укрепление их основных позиций продолжается, идет поиск тех эффективных решений, которые бы позволили двинуться резко вперед. И в данной ситуации губернатор Омской области акцентировал внимание на том, что необходимо учитывать обязательно:

— Началась жесточайшая конкуренция на внутреннем рынке. Причем не только с точки зрения предприятий одного профиля. Задействованы экономическая и политическая сферы, где участвуют целые регионы. Вот это и не даст нам спокойно жить. И этим тоже вызвана подготовка регионального проекта, реализация которого поможет определить место промышленного сектора Омской области в общероссийском разделении труда, его значимость как для отдельной территории, так и для страна в целом.

Представленный проект -своего рода стратегия до 2005 года. Он предельно реален и предусматривает то, что уже конкретно наработано либо находится в стадии дальнейшего развития. Как подчеркнул основной докладчик, вице-губернатор А. Луппов, планируется выйти на режим простого и далее расширенного производства к 2004 году. Рост объемов в промышленности к 2005 году следует увеличить как минимум в 2-2,5 раза, что потребует привлечения инвестиций вдвое больше прежних. В противном случае через 5-6 лет неизбежен резкий спад производства, чему постоянно будет «способствовать» еще и массовый выход из строя основных фондов. Для справки: в целом по России на их восстановление через два года потребуется более 250 млрд. долларов.

К 2005 году рост промышленного производства в Омской области должен составить 200 процентов. Какова на сей счет перспективная база? Интенсивное развитие жилищного, дорожного строительства, нефтегазового и машиностроительного комплексов, электротехнической и аэрокосмической отраслей, дальнейшее расширение ресурсодобывающего пространства и так далее. Однако исключается вариант финансового подкрепления «натурального хозяйства» каждого отдельного предприятия. Создание корпоративной экономики -общемировая тенденция. Отсюда — концентрация средств при вложениях только в самые конкурентоспособные современные технологии, которыми бы пользовались на кооперативных началах будущие заказчики. Опыт Омского НИИ приборостроения (генеральный директор В. Левченко) уже сегодня показывает, что это — самый оптимальный, экономичный и высокоэффективный способ закрепления на рынке. Идея создания интегрированных структур также нашла свое место в региональном проекте. Уже существующие территориальные холдинги типа «Сибнефти», «Сибмаш-холдинга», «СибВПКнефтегазТЭК, «Ан-3», и другие убеждают в том, что отдача от них неизмеримо выше, нежели когда каждый варился бы в собственном соку. Широкие возможности подобных преобразований появляются в связи с реструктуризацией предприятий ВПК, тех его подразделений, которые выпадают из общероссийской обоймы обновляемой отрасли. Так, совершенно зримо проявляются будущие региональные холдинги по средствам связи и приборостроению, автоматике и электротехнике, по производству транспорта и нефтегазового оборудования. Все это способно обеспечить не выпуск комплектующих, а выход финальной продукции в замкнутом цикле. В этом направлении предстоит проделать архисложную экономическую перестройку. Но не менее трудным является преодоление и подводных течений, связанных прежде всего с переделом собственности, высвобождением огромных производственных площадей ряда оборонных предприятий. Уже сейчас желающие завладеть этими помещениями и землей, находящимися, как правило, в центральной части города, что называется, не дремлют. Им по большому счету, конечно, все равно, как будет формироваться промышленная база области и что станет с трудовыми коллективами. Представляющие себя завтрашними владельцами столь жирного куска собственности отдельные фигуранты, а то и целые группы уже сейчас пытаются расчистить себе площадку для торга. При этом в средствах, разумеется, не стесняются. Поиск подходов к некоторым руководителям заводов, чиновникам муниципалитета и области, к федеральным структурам идет полным ходом. И, как заявили губернатор Л. Полежаев и мэр города Е. Белов, мнение у них однозначное: контроль со стороны власти за процессом предстоящей реструктуризации будет самый жесткий. Не менее принципиальные оценки высказаны и по поводу нынешнего, порой слишком поспешного, если не сказать, преднамеренного банкротства предприятий, обложения их штрафными санкциями отнюдь не в пользу начавшегося роста промышленного производства.

— Мы будем искать истинные, глубинные причины подобных явлений, дабы не позволить разрушить, раздробить экономический базис региона, который с таким трудом был сохранен отнюдь не для сторонних покупателей, преследующих только свой собственный, личный интерес, — предупредил губернатор и заверил, что правовой порядок обязаны будут соблюдать все без исключения.

Региональный проект развития промышленного производства до 2005 года -по сути, как раз та возможность, которая позволяет увидеть, что усилия руководства Омской области за последние десять лет дадут свои плоды, которые будут работать на регион, на население, на укрепление экономических и социальных основ территории. Как отмечали все присутствовавшие на совещании, данный проект — это событие знаковое, подразумевающее ответственность каждого за его реализацию. Просьбу подписать документ прямо сейчас, сегодня высказали многие. Оборона «оборонки» закончилась. Теперь омская промышленность готова идти в атаку; от этапа сохранения — к развитию, без промедления, к смелым и решительным действиям, к объединению усилий. И указ об утверждении проекта был подписан губернатором Омской области Л. Полежаевым прямо в зале. Все, время пошло!..