Понять положение депутатов, оказавшихся, что называется, между молотом и наковальней, можно. С одной стороны, народным избранникам полагается твердо стоять на страже интересов своих избирателей, рядовых омичей, доходы большинства из которых, увы, невелики. А значит, любое известие об очередном повышении квартплаты и жилищно-коммунальных услуг они встретят в штыки, с упреками, претензиями, обидами к тем, за кого голосовали, на кого надеялись… Но с другой стороны, депутаты прекрасно понимают, что городской бюджет, принятый ими же, предусматривает, что уровень платежей населения за крышу над головой, за блага цивилизации в доме должен составлять 70 процентов от экономически обоснованных затрат на эти услуги.
Если учесть, что в настоящее время омичи платят за «квадраты» около 40 процентов от себестоимости, а городской бюджет через субъект Федерации может рассчитывать на компенсацию по трансфертам в размере 20 процентов, то несложно подсчитать, какая получается разница между тем, что необходимо коммунальщикам на содержание и текущий ремонт жилья, и тем, что они реально могут получить. Как и за счет чего восполнить эту брешь, если уже сегодня муниципалитет вынужден обращаться за помощью к предприятиям с тем, чтобы подготовить жилой фонд к зиме? Хронический дефицит средств, необходимых на содержание жилья, привел к тому, что жилищные организации вынуждены выполнять в пределах получаемых платежей населения только первоочередные работы — на те самые 40 процентов, какие мы оплачиваем по тарифу. Правда, почему-то всем нам хочется, чтобы работники ПЖРЭУ обслуживали наши жилища на «все сто».
По словам директора департамента городского хозяйства А. Бушуева, выступившего на заседании горсовета, тариф для населения на плату за содержание и текущий ремонт жилья не менялся с февраля 1999 года (прикиньте-ка, как с того времени на все про все поднялись цены?) — 88 копеек за один квадратный метр общей площади. Хотя экономически обоснованные расчеты (кстати, они были сделаны на основе независимой финансовой экспертизы, проведенной экономистами Института проблем ЖКХ в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока) показывают, что тариф в муниципальном хозяйстве должен быть 2,71 руб. (70 процентов). Если же содержать жилье по всем действующим нормативам и положениям (в том числе с пополнением штатов в МПЖХ, введением систем премирования и т.д.), то тариф должен составлять 3,22 рубля. Понятно, что ввести такой тариф сразу никто не решится, ибо это чревато социальным взрывом. Департамент городского хозяйства нашел «золотую серединку», предложив повысить его с 88 копеек до двух рублей за квадратный метр. По-разному встретили это предложение депутаты. Прежде всего, как утопающий за соломинку, они попытались было ухватиться за такой «прокол», как отсутствие в представленных документах перечня мероприятий по снижению себестоимости услуг (второе условие, при котором вопрос о повышении тарифов принимается к рассмотрению, было выполнено — депутаты имели на руках результаты независимой экспертизы экономистов института). Однако и доводы А. Бушуева, и разъяснения мэра Е. Белова о том, что эти мероприятия уже реализуются (взять, к примеру, централизованный закуп труб, арматуры, шифера, стекла для ремонта жилья — уже есть миллионов пять экономии за счет выбора поставщиков на тендерной основе), развеяли сомнения депутатов на этот счет. Да и омичи сегодня воочию видят в своих домах, как ремонтируются теплоузлы в подвалах, меняются стояки, восстанавливаются кровли… Конечно, самое простое, как заметил А.Цимбалист, было бы не принимать никакого решения вовсе, спрятав, как страусы, головы в песок. Но мы так долго отгораживались от проблем ЖКХ, что оказались теперь перед жалким «тришкиным кафтаном», который при всем желании в одночасье не залатаешь -жилой фонд, коммуникации находятся в плачевном состоянии! А потому депутатам и предстоит определиться не просто в том, будут или нет повышены тарифы, а будет или нет участвовать население в ремонте жилого фонда, в подготовке его к предстоящей зиме. Ведь в ныне действующем тарифе практически не заложено средств на ремонт внутридомовых сетей и приборов, заделку межпанельных швов, ремонт входных дверей и окон, подвалов и крыш… Платежей населения едва хватает на зарплату работникам «жилконтор», устранение аварийных ситуаций на инженерно-техническом оборудовании, санитарное содержание придомовых территорий. Впрочем, о финансовых потоках в ЖКХ — разговор особый. Заметим лишь, что мэром принято решение о том, что денежные средства будут теперь поступать не напрямую в ПЖРЭУ, а в окружное ЖХ, т.е. под контроль и ответственность глав администраций округов.
И омичи должны знать, что речь идет не просто о повышении уровня оплаты, речь идет об изменении самой системы содержания жилого фонда, ведь власть прекрасно понимает: люди никогда не дадут согласия на повышение тарифов, если не будут уверены в том, что и завтра, и послезавтра, и через неделю в их квартире без перебоев и ЧП будет свет, вода, тепло, в доме будет работать лифт, функционировать мусоропровод, а дворник и уборщица будут наводить чистоту на своих территориях. А потому уже сегодня администрация города прорабатывает и принимает ряд мер и по наведению элементарного порядка в жилищных организациях, и по изменению самой системы управления отраслью. На заседании горсовета Евгений Белов отметил лишь несколько таких ключевых моментов: кадровый аудит специалистов жилищных организаций; создание в структуре департамента городского хозяйства подразделения по работе с неплательщиками (долги некоторых жильцов тянутся от года до десятка лет, но никто не пытается их вернуть!); установка общих приборов учета по расходованию воды, тепла; эффективная система социальной поддержки малообеспеченных семей…
Именно о малообеспеченных, а также о семьях с низкими и средними доходами больше всего беспокоятся и народные избранники. Однако, по словам депутата Л.Е. Евсеенковой, повышение уровня платежа не скажется на скромных кошельках этих семей, поскольку они, как и прежде, смогут получать субсидии. А вот о том, чтобы состоятельные граждане, которые имеют элитные квартиры (и не по одной) и коттеджи, должны платить за жилплощадь и коммунальные услуги полным рублем, нужно думать. Как твердо подчеркнул мэр, старая система дотаций из бюджета, при которой в одинаковом положении оказывались и учитель, и преуспевающий коммерсант, давно изжила себя. Тарифы должны быть социально справедливыми, власть должна помогать бедным, защищать их, а не поощрять аппетиты богатых. И это одно из главных условий тарифной политики, которую мэрия намерена в дальнейшем проводить…
Конечно, не все в этом вопросе однозначно и просто. И чем больше депутаты соглашались с мыслью о том, что не рассматривать предложение жилищников о повышении уровня оплаты за содержание и текущий ремонт жилья нельзя, тем больше у них возникало вопросов. Где гарантии, что эта непопулярная мера позволит повысить качество услуг? Почему бы не дать людям распечатку нормативов жилищных услуг — что должен делать дворник, слесарь, электрик? На что будут направлены средства, которые удастся собрать в случае, если тариф будет повышен? Будет ли упрощен механизм назначения субсидий? Смогут ли жильцы домов предъявить санкции работникам жилищных организаций за плохую работу?.. Ответы на эти вопросы депутатам предстоит найти в ближайшее время.
С тяжелым сердцем большинством голосов проголосовали они за принятие решения об изменении тарифов за содержание и текущий ремонт жилья, а также за повышение стоимости тепловой энергии за единицу гигакалории в первом чтении. Созреет ли решение окончательно ко второму чтению?..