Еще омские старожилы вспоминают, как во время знаменитого ледохода 1957-го или 1958 года, когда танки держали готовый рухнуть старый мост через Омь, льдом срезало часть берега в районе бассейна «Пингвин», обнажив при этом вход в подземелье…
Многие подтверждают это, но дальше реальная история начала обрастать небылицами, вроде той, что отчаянный энтузиаст прошел метров сто вглубь по этой коммуникации и, встретив там закованный в кандалы скелет, дальше идти побоялся.
Суть подземного хода, пожалуй, заключается в том, чтобы сделать этот невидимый на поверхности путь потайным, закрытым от непосвященных. Это главное свойство всех тайных ходов, независимо от того, какую функцию они выполняют. Точнее, выполняли, поскольку нынче люди уже не стремятся скрывать свои тропы и прокладывают в толще земли лишь всем известные и потому довольно скучные трассы: трубопроводы, тоннели метро и прочее.
Что же касается подземных ходов, вырытых задолго до нашего появления на свет, и им порой не удается сохранить свою тайну. Стихия или вмешательство человека в так называемый культурный слой сдергивают с них таинственное покрывало. Однако и в этом случае не всегда можно сказать, что тайное стало явным, так как о многом в устройстве подземных ходов нам приходится только догадываться.
Так, до сих пор хранят тайну о своем предназначении основательно засыпанные в ходе неоднократно проводившихся реконструкционных работ подземные тоннели под зданием транспортной академии, музеем Достоевского (бывший комендантский дом). Сложно предположить, что они были вырыты для какой-то стратегической надобности, скажем, для совершения тайных вылазок под землей. Подобную версию можно было бы выдвинуть, находись эти сооружения в пределах старой Омской крепости, которая, впрочем, тоже никогда не принимала участия в военных действиях.
В инспекции по охране памятников говорят, что обнаруженный в омских архивах документ напрочь опровергает предположения о существовании в нашем городе подземных ходов. Это запрос из Московского географического общества, собиравшего в начале 20 века сведения о подземных коммуникациях российских городов. Тогда на него местные специалисты ответили однозначно: в Омске подземных ходов нет. Словом, вполне уместно ставить под сомнение тот факт, что омские подземелья использовались в качестве ходов сообщения, так как построены они были совсем не для этого. Но тогда для чего?
Совсем недавно при проведении инженерных изысканий в подвале здания областной прокуратуры забурившиеся на один метр вглубь рабочие наткнулись на кирпичную кладку в форме свода. Приглашенные археологи и архитекторы, исследовав вскрытый разрез, установили, что сводчатая кирпичная арка высотой более двух метров и почти столько же шириной врезается в стену здания и, видимо, построена одновременно с ним в 1883 году. От стены прокуратуры тоннель просматривается примерно на 4,5 метра, дальше он наглухо засыпан.
Впрочем, специалисты уверяют, что кладка устроена таким образом, что есть основания полагать, что таинственный тоннель в этом месте либо поворачивал в сторону, либо перекрывался.
О предназначении данного подземного сооружения можно спорить. Но археологи инспекции по охране памятников категорически отвергают версию о том, что обнаруженный под зданием прокуратуры тоннель являлся средством тайного сообщения. Доводами им служит и довольно позднее время постройки здания («в конце 19-го века в подобные игры уже не играли»), и то, что прежде в нем размещалась фельдшерская школа. Действительно, зачем благопристойному учебному заведению нужен какой-то тайный подземный ход?
Некоторые краеведы Омска всерьез говорят о том, что обнаруженный в подвалах прокуратуры тоннель может быть несколько старше самого здания и иметь отношение к месту, на котором прежде находился архиерейский дом. Возможно, у православного священника и возникала время от времени необходимость пользоваться подземным ходом для того, чтобы быстро добираться к месту службы — расположенному неподалеку Успенскому собору, но это всего лишь предположения.
Большее доверие вызывают версии специалистов, считающих, что подземная кирпичная арка могла быть попросту загубленным входом в здание или же ледником. В старину подвалы часто использовались в качестве холодильников: зимой в них заливалась вода, которая, замерзнув, позволяла долгое время сохранять продукты.
Существует еще и третья версия -возможно, самая правдоподобная из всех. Ее также выдвигают археологи инспекции по охране памятников, считающие, что подземный ход вполне мог быть технологическим тоннелем, предназначенным для прокладки коммуникаций, к примеру водопровода. К сожалению, ни в проектной документации здания, ни в плане данного района никаких сведений о подобных сооружениях нет. Упоминания о них в прессе тех лет также отсутствуют, что, в принципе, легко объяснить тем, что подобное строительство могло быть засекречено, чтобы избежать доступа к важным для областного центра коммуникациям, по которым к тому же свободно мог перемещаться человек, нежелательных лиц, а то и вовсе каких-либо диверсантов.
О подземных коммуникациях конца 19 — начала 20-го века сегодня известно немного. Но понятно, что раз уж в 1910-е годы в Омске была построена первая ТЭЦ, от нее к существовавшим зданиям были проложены теплосети. На одну из них, по-видимому, и наткнулись года 3 назад местные энтузиасты, предпринявшие раскопки на территории ТЭЦ-1. В части снесенного корпуса ниже уровня земли они обнаружили сводчатую кирпичную кладку высотой и шириной около полутора метров.
Образованный ею тоннель был надежно завален грунтом, и речи о том, чтобы проникнуть внутрь, быть не могло. Тогда раскопщики пробили шурф метрах в 10-ти от этого места, и им показалось, что подземный ход ведет по направлению к Серафимо-Алексиевской часовне, что у Юбилейного моста через Омь.
Нет сомнений в том, что наши предки умели строить с умом. Ясно, что столь просторные, чуть ли не в рост человека, тоннели для прокладки коммуникаций позволяли в случае аварии избежать масштабных земляных работ. А изрытый вдоль и поперек дренажными системами исторический центр Омска разве не пример для современных зодчих? Известно, что каждый дом на Любинском проспекте когда-то был окружен тоннелями дренажей, спасавших подвалы от сырости и гнили.
Эти сооружения, наверное, также можно назвать подземными ходами, поскольку по ним можно было, войдя, например, у магазина Шаниной, выйти где-нибудь на берегу Омки. Вот только тайны из этих сооружений давно уже не делал никто, случалось, порой в них проваливались телеги, а позже и автомобили, что мало кого удивляло. Интерес к подземельям, как водится, проснулся уже после того (или даже в связи с тем), как они были разрушены временем и засыпаны в ходе неоднократно имевшей место реконструкции старых зданий.
Изучение инженерных сооружений начала прошлого века, безусловно, необходимо для расширения знаний об истории города. Культурный слой во вновь обнаруженных подземных тоннелях долгое время оставался нетронутым, и сегодня из него можно попытаться извлечь массу любопытного. Кроме того, раскопки могут быть полезными и для восстановления некогда разрушенных памятников омской архитектуры. Сохранившиеся фрагменты фундаментов и коммуникаций помогут наиболее точно установить место их нахождения. Ну и, в конце концов, восстановленные подземелья можно использовать в плане культурно-исторического показа. Вероятно, найдется немало любопытных, желающих заглянуть в омские «катакомбы».