Подготовил проект координационный совет, возглавляемый вице-губернатором Виктором Шрейдером. И в его основу легла концепция преобразований ЖКХ страны, с которой губернатор Леонид Полежаев выступил 29 мая на оседании Госсовета Российской Федерации.
Жилищно-коммуналъное хозяйство — наверное, единственная сфера, которую рыночные преобразования практически не затронули. Реформа, прошедшая здесь в 1992-1997 годах, свелась главным образом к увеличению платежей потребителей. Развал отрасли продолжается. Качество коммунальных услуг становится все хуже. И депутаты прекрасно отдают себе отчет, что основная трудность, которая стоит на пути предстоящих преобразований — преодолеть недоверие к ним людей. Тем более, что доля населения в оплате жилья будет расти, ведь одна из целей реформы — уйти от бюджетного дотирования коммунальных услуг, сохранив государственную помощь только для неимущих.
Каким образом эту главную трудность — страх в обществе перед самим словом «реформа» — разработчики областной программы думают преодолевать?
Во-первых, честно рассказывая людям, что их ждет через год, через два, через десять лет, и зачем тот или иной шаг делается.
Во-вторых, не обещая ничего, что не подкреплено реальными средствами, как некогда обещали каждой семье к 2000 году отдельную квартиру.
В-третьих, сделав население соучастником реформ. То есть расширяя его правовую грамотность и его возможности в отстаивании своих интересов. Что имеется в виду? Простой пример. Сегодня МПЖРУ обязаны раз в три года делать ремонт подъездов, замена там перегоревших лампочек — тоже их обязанность, ибо стоимость данных услуг заложена в коммунальных тарифах. Но многие ли граждане об этом знают? К тому же нет четких договоров между МПЖРУ и потребителями. Поэтому если бы кто-то особо информированный попытался подать на коммунальщиков в суд за непредоставление оплаченных услуг, то вряд ли бы чего-нибудь добился.
С таких вот маленьких конкретных шагов, как переход на обслуживание жилья по договорам, как передача ныне бесхозных домов в муниципальную или областную собственность и следует, по мнению депутатов, начинать реформу.
Что в итоге должна дать разрабатываемая программа?
Главное, конечно — достойный, соответствующий стандартам, уровень обслуживания населения и возможность потребителям выбирать услуги по качеству и стоимости. Инвестиции. Заинтересованность работников отрасли в сокращении затрат и улучшении обслуживания.
Звучит пока что фантастически? Однако предлагаемые механизмы реформирования, думается, позволяют надеяться на позитивные перемены гораздо раньше 2010 года. Прежде всего, считают депутаты, нужно уйти от монополизма в предоставлении коммунальных услуг, развивать и поддерживать частный бизнес в этой сфере. Когда у пьяного слесаря дяди Васи, который прежде чем починить кран, вымогает себе бутылку сорокоградусной, появятся конкуренты, он будет гораздо больше любить тех, для кого работает. Нужна перестройка и самой системы управления ЖКХ.
Документ, который обсуждали депутаты, носит черновой характер и будет еще дорабатываться и наполняться конкретикой. Но идеология его, в принципе, ясна: реформа ЖКХ нужна всем нам, и придется вместе ее делать.