Хоккейный матч под управлением дирижёра и другие сюрпризы «Фестиваля Новой музыки»

Хоккейный матч под управлением дирижёра и другие сюрпризы «Фестиваля Новой музыки»

На следующей неделе, 9 марта, в нашем городе стартует «Фестиваль Новой музыки». Идея его родилась в 2008 году у дирижёра Омского симфонического оркестра Дмитрия Васильева.

С тех пор раз в два года музыканты знакомят меломанов с самыми последними тенденциями в академической музыке, с авангардными и экспериментальными сочинениями современных композиторов.

«Вечёрка» перелистала удивительные страницы из истории этого фестиваля.

2008 год: первый фестиваль

— Идею «Фестиваля Новой музыки» поддержала Московская филармония. И впервые в России на сцену вышел Объединенный симфонический оркестр Московской и Омской филармоний под управлением Юрия Симонова и Дмитрия Васильева, солист — Денис Мацуев (фортепиано). Ради концерта в Омске симфонический оркестр Московской филармонии даже изменил маршрут своего турне по стране.

— Слушатели филармонии на некоторое время превратились в… хоккейных болельщиков: оркестр грянул Концерт «Хоккейный матч ЦСКА — «Спартак» в одном периоде и трёх шайбах» Александра Чайковского. На написание произведения композитора вдохновили переполнявшие эмоции и переживания по поводу исхода непростого матча.

2010 год: второй фестиваль

— На сцене филармонии состоялась мировая премьера Симфонии № 2 («Яффская»), посвященной Омску. Её автор — Илья Хейфец, российский композитор (ныне проживает в Израиле), родившийся в нашем городе.

— В программе «Фестиваля Новой музыки» значится любопытное произведение, написанное известным джазовым пианистом Владимиром Пальчуном. Название говорит само за себя — «Большой собачий вальс для большого симфонического оркестра».

— Омичи услышали остроумную музыку из ледового балета «Алиса в Стране чудес» композитора Александра Розенблата. Сам композитор, описывая это произведение, говорит: «Юмор восстанавливает то, что разрушил пафос». В «Алисе» звучит более 80 знакомых музыкальных тем — от классики до джаза, от «Травиаты» и «Кармен» до собачьего вальса.

2012 год: третий фестиваль

— Главная идея «Фестиваля Новой музыки — 2012» — «От классики к минимализму». Нас ждут две мировые премьеры произведений отечественных авторов: Концерт для фортепиано с оркестром Ильи Хейфеца и Симфония № 21 «Град велий» Алемдара Караманова по мотивам Апокалипсиса. Специально для исполнения симфонии в оркестр введены дополнительные инструменты, в числе которых даже три электрогитары!

— В программе фестиваля — музыка от вдохновленных художниками композиторов. Валерий Кикта написал свою симфоническую поэму «Похищение Европы» под впечатлением от знаменитой одноименной работы художника Валентина Серова. А Ольга Шайдуллина в 2005 году создала симфоническую притчу «Поцелуй Иуды» по мотивам загадочного рисунка английского графика Обри Бёрдслея. Гениальный художник, поэт и музыкант прожил очень короткую жизнь — всего 25 лет, но некоторые историки искусства до сих пор признают его непревзойдённым мастером.

Кстати

Одним из первых минималистов был эксцентричный французский композитор Эрик Сати, написавший в 1893 году фортепианную пьесу «Vexations» («Раздражения»). Автор строго предписывал пианисту играть её 840 раз подряд, ни на секунду не прерываясь. Десятилетия спустя по всему свету прошло несколько фортепианных марафонов: множество исполнителей пытались последовать директиве автора «Раздражений», сменяя друг друга за клавиатурой.

Не менее эксцентричный француз Альфонс Алле в 1897 году сочинил сразу ставшее легендарным минималистское произведение. Он даже умудрился исполнить свой «Траурный марш для похорон великого глухого». Впрочем, марш не содержал ни одной ноты — только проникновенная тишина как знак уважения к смерти и глухоте. Партитура представляла собой пустую страницу нотной бумаги, которую, кстати, исполнителю одолжил Эрик Сати — для однократного исполнения первого тихого шедевра в истории музыки.