24 июля в арбитражном суде Омской области должно было состояться рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) Изюмовской птицефабрики. Инициировало начало процедуры банкротства ОАО «Лузинский комбикормовый завод». Сибнефть применила самую надежную схему «приватизации» госпредприятия. Когда на птицефабрике введут внешнее управление, она из государственной собственности автоматически станет собственностью кредиторов. Но главный кредитор, как вы понимаете, и есть Сибнефть (в аффилированном лице компании «Омский бекон»). Пока все вопросы остались без ответа. Временный управляющий внес ходатайство о продлении процедуры наблюдения до 18 сентября. Суд это ходатайство удовлетворил. В общем нам остается следить за развитием событий…
Снесла курочка яичко, да не простое…
Сегодня ГП «Изюмовская птицефабрика» — убыточное предприятие. Его генеральный директор Владимир РУДИ несколько лет балансирует на краю пропасти, пытаясь сохранить свое куриное поголовье. У областного бюджета денег, естественно, нет, поэтому генеральный директор перехватывал там, где давали, — в банках. Только Сосновскому отделению Омскпромстройбанка предприятие задолжало 12 миллионов рублей. Двум отделениям Омского банка Сбербанка РФ — Азовскому и Таврическому — еще порядка 10 миллионов, ну и совсем чуть-чуть засветилось ОАО «КБ «СибОВК». У последнего кредитного учреждения птицефабрика перехватила совсем мизерную сумму в 320 тысяч — на булавки, по всей видимости. Причем зачастую новый кредит требовался, чтобы погасить старый.
Что и говорить, за корма Лузинскому комбикормовому заводу предприятие задолжало тоже немало — 5 миллионов рублей. И это только сумма основного долга. Плюс еще 5,5 миллиона птицефабрика должна бюджету и внебюджетным фондам, из которых 4 миллиона приходится на Пенсионный фонд. В общем не самая привлекательная собственность для Сибнефти. Ее вице-президент Константин ПОТАПОВ еще в феврале этого года жаловался журналистам омских СМИ, что компании ежемесячно приходится инвестировать в Изюмовскую птицефабрику по 3 миллиона собственных средств уже на протяжении 3 месяцев и конца-края этому процессу не видно. Знающие люди уверяют, что в Сибнефти действительно не рвались получить проблемное предприятие. Просто в тот момент, когда решалась судьба другой птицефабрики — Сибирской, вопрос стоял приблизительно так: если вам нужна Сибирская, то к ней в довесок пойдет Изюмовская. Такой вот областной ассортиментный минимум.
Кур будем делить по справедливости
На Сибирской птицефабрике процедура банкротства идет уже полным ходом. Скоро начнется аналогичная работа и на Изюмовской. Схема смены собственника через банкротство словно создана для государственных предприятий. В тот момент, когда любое предприятие объявляется банкротом и на нем вводится внешнее управление или конкурсное производство, прежний собственник становится в буквальном смысле никем. Можно, конечно, сопротивляться, но в данном случае областные власти даже для вида сопротивляться не пытаются. И, главное, зацепиться не за что. Птицефабрика действительно дошла «до ручки».
Надо отметить, что временным управляющим на стадии наблюдения по ходатайству Лузинского комбикормового завода был назначен Владимир КУЗНЕЦОВ. Он же, без сомнения, станет и внешним управляющим. Следовательно, будет контролировать механизм возврата долгов кредиторам. Именно с этой целью Сибнефть поставила человека проверенного. (Напомню, что Владимир КУЗНЕЦОВ проводит процедуру банкротства на Сибирской птицефабрике и начинал ее в скандально известной «Золотой ниве», пока Сибнефть не отказалась от своих планов и туда не назначили Евгения ЗАХАРЧЕНКО). Поскольку Сибнефть взвалила на себя функции основного инвестора Изюмовки и делает попытки вытащить птицефабрику из кризисной ситуации, то ее основная цель в данный момент — обойтись малой кровью, то есть максимально отсрочить возврат долгов всем остальным кредиторам.
Сами мы не местные…
Думаю, за бюджет беспокоиться не имеет смысла. Проблем с Пенсионным фондом тоже не предвидится. Как пить дать сделают им реструктуризацию по полной программе. Основная головная боль Сибнефти — 12 миллионов Омскпромстройбанка и 10 миллионов Сбербанка. Банки по закону относятся к третьей очереди кредиторов и, как правило, свои деньги получают достаточно быстро. Но, судя по всему, Сибнефти очень не хочется просто так расставаться с 22 миллионами рублей, поэтому в недрах компании идет бурный мыслительный процесс.
На судебном заседании временный управляющий Владимир КУЗНЕЦОВ оговорился, что до сих пор не ясен вопрос с имуществом предприятия. Мол, за давностью лет не удается найти часть документов о передаче госимущества в хозяйственное ведение птицефабрики. И в связи с этим, по мнению Владимира КУЗНЕЦОВА, могут возникнуть осложнения у залогодержателей. Грубо говоря, эти самые залогодержатели могут остаться с носом, если в залог им отдано имущество, не принадлежащее птицефабрике на праве хозяйственного ведения.
По словам руководителя отделения Омского банка Сбербанка РФ в Азово Александра МЕЛЬНИКОВА, к нему уже неоднократно обращались с устными предложениями о необходимости реструктуризации долга птицефабрики. Суть этих предложений проста и раз от раза не меняется. Сумму долга Сибнефть предлагает «заморозить», а платежи отсрочить на максимальный срок. В идеале — лет на десять. Судя по всему, Сибнефть надеется на активное участие областной администрации в переговорном процессе с банками. Не исключаю, что генеральный директор ОАО «КБ «Омскпромстройбанк» Валерий СТЕПАНОВ не захочет ссориться из-за такой «незначительной» для него суммы и предпочтет подождать, но московское руководство Сбербанка еще не забыло масштабное «кидалово» с областным облигационным займом 1998 года. Говорят, что этих «ценных бумаг» в Сбербанке скопилось очень приличное количество, поэтому очередное лыко придется аккурат в строку. Захочет ли в дальнейшем Сбербанк направлять свои кредитные ресурсы в Омск — вопрос не ко мне.