Кто кого перестрадал?

Суд отказал и губернатору, и пенсионеру в компенсации причиненного ими друг другу морального вреда

Конец эпохи губернатора Леонида Полежаева, руководившего областью больше 20 лет, ознаменовался постановлением Октябрьского райсуда по его иску к пенсионеру Валентину Кузнецову. Областной глава требовал взыскать с ответчика за слова, сказанные им на митинге, полмиллиона рублей. Оспаривалось истцом утверждение, что «Полежаеву место на скамье подсудимых за развал промышленности, сельского хозяйства и экономический геноцид населения».

Судебное разбирательство длилось более полугода. В декабре 2011­го районный суд исковые требования полностью отклонил. Глава региона, не смирившийся с поражением, обжаловал это решение в областном, и тот в январе с.г. вернул дело на новое рассмотрение. Пенсионер, которому тоже чуждо смирение, в ответ подал встречный иск, предъявив оппоненту счет не только за моральные и физические страдания, вызванные судебными заседаниями (как правило, тянулись они по целому дню), но и за ущерб, причиненный лично ему «развалом», оспариваемым истцом. Работал он ведущим инженером на Сибзаводе, производившем трактора и сеялки, на заводе «Электроточприбор» (руководимым в то время супругом племянницы областного главы), имеет множество авторских свидетельств. В двухтысячные годы с началом «вставания России с колен» предприятия прекратили существование. И долго пришлось Кузнецову с них выбивать положенную ему заработную плату (на Сибзаводе добился ее для себя и еще полутора тысяч сокращенных работников). Совокупность своих страданий он оценил намного скромней, чем губернатор – в 100 тысяч рублей.

Особенно много прозвучало в зале суда рассказов о селах, доведенных в период правления Л.К. Полежаева до полного разорения. Последние годы отмечены сокращением десятков тысяч рабочих мест на селе, лишением селян центрального отопления и массовым закрытием в сельской местности школ и медучреждений. По данным переписи населения, с 2002 по 2010 годы его количество в Омской области уменьшилось на 5% (более 100 тысяч человек). Похоже ли сложившееся положение на «экономический геноцид»? Суд посчитал, что такое название имеет право на существование, и любой гражданин РФ вправе публично оценивать действия власти, в том числе и определять место, которое должны занимать ее отдельные представители. Требования губернатора – о возмещении причиненного ему пенсионером вреда и публикации опровержения его высказываний на митинге отклонены снова в полном объеме. Но и во встречном иске, предъявленном Полежаеву Кузнецовым, суд тоже полностью отказал.

Неизвестно, будет ли областной глава, срок полномочий которого истекает 30 мая, снова обжаловать вынесенный не в его пользу вердикт. На последней пресс­конференции он сказал, что заниматься политикой больше не собирается.

Что касается правозащитника, то его политические амбиции далеко еще не исчерпаны: как сказал Кузнецов нашему корреспонденту, если его иск к губернатору в Омске не будет удовлетворен, то он обязательно будет доведен до Страсбургского суда.