А этот памятник – ничейный!

Недавно «Красный Путь» писал об ужасающем состоянии, в котором находится памятная стела на месте массовых казней в Старозагородной роще в годы колчаковщины. С попустительства чиновников этот памятник оказался на территории, принадлежащей частным лицам, которые и не думают заботиться о реставрации.

Мало того, памятник – это напоминание о гибели сотен людей и о существовании на прилегающей территории безымянных, никак не отмеченных захоронений. Такое соседство делает несколько неэтичным поступком покупку квартир в новых элитных коттеджах, возведенных в Старозагородной роще. Суеверия суевериями, но жить с осознанием того, что твой дом, пусть и элитный, но стоящий на костях, не очень приятно. Поэтому застройщики, вероятно, с большим удовольствием убрали бы мемориальный знак, чтобы у будущих обитателей коттеджей не появлялось мрачных мыслей. Однако стела находится под охраной областного министерства культуры, которое, правда, до статьи в «Красном Пути» и обращения депутата-коммуниста об этом памятнике и не вспоминало.

После выступления нашей газеты депутат Омского горсовета Иван Ивченко сделал запрос в министерство культуры области. Ему ответили. Приводим выдержки из документа:

«В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73­ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия…

…Субсидии из средств Областного фонда софинансирования расходов, предусмотренных Министерству, могут быть направлены только на капитальный ремонт и материально-техническое оснащение объектов культуры, к которым рассматриваемый объект не относится.
До настоящего времени у вышеназванного памятника собственник не определен…»

Вот так! Оказывается, за 20 с лишним лет, прошедших с момента ликвидации Омского облисполкома и превращения его сначала в администрацию, а потом и в правительство области, никто не озаботился закреплением памятника в государственную или муниципальную собственность! То есть под охраной объект как бы находится, а вот спросить за сохранность не с кого!

Правда, сейчас министерство культуры области решило-таки, наконец хоть что-то, да сделать. Правда, не само (зачем области какие-то «красные» памятники?). В ответе депутату написано:

«Учитывая данную проблему и невозможность финансирования ремонтно-реставрационных работ объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, отнесенных к муниципальной или иной форме собственности, министерство планирует приступить к разработке областной долгосрочной целевой программы, реализация которой позволит ликвидировать аварийные ситуации на указанных объектах, находящихся на территории Омской области и города Омска, за счет средств регионального бюджета.

Исходя из вышеизложенного, министерство направило обращение мэру города Омска В.В. Двораковскому с просьбой принять меры по реставрации памятника, а также провести процедуру по оформлению права собственности на монументальные объекты, находящиеся на территории города Омска».

То есть программу обещают вроде бы областную, а в собственность оформить нужно будет мэрии. А если опять мэр с губернатором поругаются – с кого за сохранность спрашивать?

И еще один факт. Оказывается, таких «беспризорных» памятников на территории города – не один и не два. Только список с описаниями известных, зафиксированных как «охраняемые объекты», занимает шесть листов. Понятно, что принимать их в собственность никто не хочет – тогда же придется отвечать за сохранность и реставрацию…

То есть лучше вообще лишиться истории и памяти, чем хоть что-то сделать?