КАЗАЧЬИ КОРНИ СИБИРСКОГО ГОРОДА

КАЗАЧЬИ КОРНИ СИБИРСКОГО ГОРОДА

Когда месяц назад в Омск доставили одну из самых почитаемых в православном мире святынь - Почаевскую икону Божьей Матери, первым местом в нашем городе, где поместили реликвию, стал Никольский Казачий собор

Но ведь есть у нас и другие храмы, в том числе кафедральные, чей статус вроде как выше. Думается, выбор все же не случаен. И не только потому, что провести крестный ход от железнодорожного вокзала до Никольского собора ближе и удобнее, чем, например, до Христо-Рождественского, где икона хранится сейчас. За Почаевской иконой верующие прошли бы город из конца в конец.

Наверное, это еще и дань уважения сибирскому казачеству, верой-правдой служившего России веками. Здесь, за тысячи километров от столицы, они завоевали для империи новый плацдарм, одним из краеугольных камней которого стал Омск. Слава основоположника нашего города по праву принадлежит Бухольцу, высадившемуся с отрядом на слиянии Иртыша и Оми в 1716 году. Но первыми покоряли Сибирь казаки из дружины Ермака, отвоевывая территорию у племен кочевников и дикой природы.

Именно казаки стояли у колыбели новорожденного города, помогали встать на ноги и защищали Омск. И не только Омск. Численность сибирского казачества быстро росла. Если верить «Памятной книге Степного генерал-губернаторства» (1883 г.), то подавляющую часть оседлого населения Сибири составляли казаки. С расширением границ государства поселения превращались в форпосты. Границы надо защищать. А эта обязанность на Руси традиционно лежала на казаках. Собственно, и само это слово переводится как защитник границы («ко» — броня, «зак » — межа, граница). Вместе с заложенной в 1716 году Омской крепостью были построены Железинская. Семипалатинская, Иртышская, Горькая (Ишимская), Колывано-Кузнецкая, другие заставы и крепости. Укрепления вытянулись в линии, на охрану которых встало Сибирское казачье войско.

В награду за службу казаки часто получали и земли, отходившие обычно станицам. А ее пахать надо. И в мирное время казаки неплохо крестьянствовали. За свою воинскую службу они освобождались от многих податей и налогов. И правами этими очень дорожили. Назови казака крестьянином — сразу в морду получишь. За свой счет они приобретали снаряжение, собираясь на службу. Понятно, что привилегии, как бы мы сейчас назвали налоговые льготы, надо было отрабатывать. Что казаки и делали. Четыре полка, почти 3400 всадников охраняли в мирное время пограничную линию протяженностью почти 2000 верст.

Столь большое хозяйство, как воинское, так и гражданское, требовало четкого управления. И тут казачество в отличие от других государственных структур придерживалось исключительно демократических принципов. Руководящий состав (атаманские правления) выбирался на общем кругу. Если атаман или кто-то из его окружения не справлялся со своими обязанностями или злоупотреблял служебным положением, то его без всяких избиркомов и предвыборных кампаний могли быстро заменить, кликнув на кругу другого.

Не бедно жило казачество. Например, на 1 января 1884 года войсковые капиталы Сибирского казачьего войска составляли 1044212 руб. 51 коп., станичные капиталы — 47165 руб. 36 коп. Бюджет более чем солидный по тем временам. Кормились в основном от земли, но были у омских казаков и промышленные предприятия. Правда, слабенькие, работавшие на собственные потребности или по заказу войска. Самый крупный завод — винокуренный.

В политику сибирские казаки старались не лезть. Но как народ богобоязненный и законопослушный, спущенные сверху приказы выполняли без особых раздумий. Даже если это и не входило в их непосредственные обязанности по охране границ. Так, в 1773 году сибирское казачество участвовало, выражаясь современным языком, в контртеррористической операции под Троицком, помогая царским войскам подавить пугачевский бунт. Повоевать пришлось, но все же меньше, чем сейчас в Чечне. Конституционный, читай самодержавный, порядок восстановили быстро. Сибиряки тогда неплохо себя проявили, чуть самого Пугачева не схватили.

Да и в Омске, случись какие непорядки, власти то и дело звали на помощь казаков. 19 октября 1905 года продвинутая по революционной части молодежь решила устроить демонстрацию с красными флагами. Дальше Почтовой площади не прошли, казаки разогнали.

17-й год они встретили настороженно. На втором съезде сибирского казачества даже приняли решение отозвать своих представителей из Омского совета рабочих и крестьянских депутатов. Но отсидеться в стороне не удалось. Казаки одними из первых попали под карающий меч победившего пролетариата. В 1920 году специальным декретом выборные органы казачества распускались. Постановлением ВЦИК на казаков не распространялись все законы о землеустройстве и землепользовании. Проще говоря, у них отобрали не только льготы, землю, но и право служить родине. А вскоре одна принадлежность к казачьему сословию могла стоить человеку свободы, а то и жизни.

Потомки покорителей Сибири пытаются возродить традиции и славу казачества. Удалось, честно говоря, немногое. Процесс становления сибирского казачества, временами прерываемый скандалами, как-то затянулся. И не только по вине местных руководителей. На федеральном уровне еще толком не решено, за что должно отвечать казачество в современной России.

Омские казаки помогают пограничникам, таможенникам, создаются специальные подразделения, участвуют в охране лесов, садов, общественного порядка в городе, несут другую службу, но такое впечатление, что все это делается как-то на полуобщественной, полудобровольной основе. А может, так сейчас и должно быть? И все же, если вы встретите на праздничных гуляниях в честь юбилея Омска людей в казачьей форме, поздравьте с днем рождения города, — их предки берегли, защищали и приумножали славу его.