ВЫСОТЫ "ПОЛЕТА"

ВЫСОТЫ «ПОЛЕТА»

На прошлой недели труженики известного далеко за пределами нашей области аэрокосмического объединения "Полет" вместе с омичами и гостями города торжественно отметили 60-летний юбилей своего предприятия

Славная трудовая биография «Полета» началась в суровом 1941 году. Тогда, 24 июля, был подписан приказ № 1 — о слиянии заводов № 166, 81 и 156 в единый государственный завод № 166 Наркомата авиационной промышленности СССР. Приказ этот завизировал первый директор созданного на сибирской земле авиазавода легендарный участник челюскинской эпопеи обладатель Золотой Звезды Героя Советского Союза за номером один Анатолий Васильевич Ляпидевский.

В условиях войны у коллектива оборонного предприятия на счету был каждый день и час. И уже в ноябре 41-го на заводе собрали первый боевой самолет — знаменитый пикирующий бомбардировщик ТУ-2. Именно в этот период здесь работали выдающиеся конструкторы авиационной и космической техники Андрей Николаевич Туполев и Сергей Павлович Королев. Затем завод перешел на выпуск истребителей ЯК-9 двух модификаций, всего их было собрано и отправлено на фронт свыше 2200 единиц. В послевоенное время предприятию поручался выпуск бомбардировщиков ИЛ-28, первых реактивных пассажирских самолетов ТУ-104. А с конца 50-х годов завод вступил в новую эру — космическую. В 1975 году на базе авиазавода и КБ было создано производственное объединение «Полет».

По единодушному мнению полетовцев, наивысшего взлета их предприятие достигло во второй половине 80-х — начале 90-х годов. В этот период объединение помимо серийного выпуска спутников и ракетоносителей «Космос» принимало непосредственное участие в создании уникальной космической системы многоразового использования «Энергия — Буран». Но затем грянула горбачевская «перестройка», за ней -ельцинские «реформы» — и все пошло под откос.

Особенно остро переживают потери последнего десятилетия ветераны «Полета», поистине золотой фонд предприятия. Это их умом и руками ковалась победа, наращивалась производственно-техническая мощь объединения, ставшего одним из крупнейших в стране. Яркое свидетельство тому — три ордена на заводском знамени: первым из них — орденом Трудового Красного Знамени авиастроители были награждены сразу после Великой Победы — в июле 1945 года, в 1961 году завод удостоен высшей награды — ордена Ленина, а в 1 970 году -ордена Октябрьской Революции. А сколько замечательных людей, тважных воинов и прекрасных тружеников выросло, возмужало в этом заводском коллективе! Полетовцы по праву гордятся своими Героями Советского Союза — Иваном Федоровичем Желтоплясовым и Александром Михайловичем Никандровым, Героями Социалистического Труда — Иваном Федоровичем Махоткиным и Николаем Ивановичем Сердюком. Здесь образовалась целая когорта лауреатов Государственной премии СССР, среди которых Сергей Степанович Бовкун, проработавший генеральным директором более 15 лет, его заводчане до сих пор вспоминают добрым словом. А в числе кавалеров ордена Ленина (их больше 20 человек) хочется назвать таких уважаемых ветеранов, как Екатерина Федоровна Молодова, Борис Иванович Мудров, Владимир Александрович Соломин.

И как же больно им осознавать, что все достижения завода остались в прошлом. А первоначальная программа «Конверсия», к которой приступали в 1992 году, по сути провалилась: так и не удалось наладить серийный выпуск гражданского самолета АН-74. Руководители «Полета», конечно, пытаются удержать предприятие на плаву, обеспечить коллектив заказами как по космической технике, так и нефтегазодобывающему оборудованию, товарам широкого потребления. Однако глубина падения производства оказалась столь велика, что теперь не так-то просто выйти на уровень того же 1990 года. Освоенный полетовцами проект переоборудования старых «аннушек» в модернизированный самолет АН-3 не решает проблему загрузки некогда многотысячного коллектива. Много надежд возлагают на проводимый нынче тендер на изготовление нового самолета КБ имени Антонова — АН-70. Но, по мнению ряда специалистов, если «Полет» и выиграет этот тендер, то не сможет в сжатые сроки организовать новое производство из-за нехватки квалифицированных кадров и вконец изношенного оборудования. И это, пожалуй, самое печальное следствие разрушительных «реформ» 90-х годов.

Не будем, однако, заканчивать юбилейный материал столь мрачно. Пожелаем все же полетовцам успеха в восстановлении былой славы предприятия, в решении неотложных производственных и социально-бытовых проблем!