ШАНС ЕСТЬ. НАЙДУТСЯ ЛИ СИЛЫ?

Омская оборонка и санкции Запада

Кто только сегодня уже не откликнулся на санкции, введенные против России, и контрсанкции России в отношении своих недоброжелателей. Прогнозы — от катастрофических до безудержного оптимизма. В хор записных политологов, экономистов и прочих предсказателей вписываются и деятели регионального масштаба, желающие оказаться в тренде последних событий.

Вот недавно, во время встречи с резидентами омского бизнес-инкубатора, довольно смелое заявление сделал Александр Третьяков, всего два месяца назад ставший министром экономики региона: дескать, Омская область может в полной мере возместить то, что Россия потеряла от отказа сотрудничества в оборонной сфере с Украиной. И зачем-то сравнил сегодняшнюю конъюнктуру в оборонной промышленности с ситуацией 1941-1942 годов, когда в Омскую область были эвакуированы предприятия из европейской части России вместе с технологиями. Наш экономический министр немного потерялся во времени и экономической науке — никакие новые связи налаживать эвакуированным предприятиям не пришлось, и мотивация у людей была совершенно другой. Был план, была госприемка, была персональная ответственность не только руководителя предприятия, но и совпартруководства области, был лозунг: «Все для фронта, все для победы!». Да все тогда было другим.

Но Третьяков надеется, что смена геополитических партнеров позволит стимулировать омское производство, развивать его. У нас-де появится больше партнеров из Юго-Восточной Азии, Южной Америки, исламского мира. Следовательно, этот уникальный шанс нужно использовать на всю катушку.

Однако, по словам Александра Третьякова, полностью отказываться от сотрудничества с западными инвесторами власти региона не планируют и будут отделять политику от экономики, тем более когда есть совместные заказы, проекты и разработки. Опять же и на перспективу не грех подумать. Поэтому региональное Минэкономики для привлечения инвесторов готовит пакет законопроектов для внесения их в Законодательное собрание, которые позволят упростить получение инвесторами кредитов, недвижимости и стимулировать механизмы частно-государственного партнерства.

К тому же, по данным омской статистики, в нашем регионе только за шесть месяцев этого года было зарегистрировано 2237 новых организаций. Из них 26 принадлежат иностранцам, а 8 — совместных предприятий. Только производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования занимается 311 предприятий. Правда, эффективность здесь такова, что из зарегистрированных в 2013 году 25 предприятий почило в бозе 22. Такие же пропорции соблюдаются и в производстве машин и оборудования, а производство транспортных средств вообще ушло в минус.

ПО СУСЕКАМ ПОСКРЕСТИ

Еще в июле на совещании руководителей омских предприятий оборонно-промышленного комплекса и регионального кабинета министров было принято решение создать реестр малых и средних предпринимателей, работающих в сфере промышленности. На данный момент в реестр уже включены сведения примерно о 50 компаниях. В списке — предприятия, работающие с системой ГЛОНАСС, разработчики и производители мобильных центров управления, различных приборов учета и контрольно-измерительных приборов, радиоэлектронных устройств, систем мониторинга, программного обеспечения, систем безопасности, резинотехнических изделий, токарных, фрезерных металлоизделий, сварочного оборудования, деталей трубопроводов.

Список составляется для организации кооперационных связей малого и среднего бизнеса с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Помимо общей информации о предприятиях, в реестр войдут сведения об основных возникающих проблемах, потребности в государственной поддержке и ее возможном формате. В дальнейшем участие небольших компаний в изготовлении продукции специального, двойного и гражданского назначения предприятиями ОПК обеспечит Центр промышленной кооперации Омской области. Поэтому работа по формированию реестра продолжается.

ГЛАДКО НА БУМАГЕ

Но! Но в Омской области на предприятиях ОПК ощущается нехватка как специалистов, так и высококвалифицированных рабочих. Так, только квалифицированных токарей на предприятиях в 1999 г. не хватало 97 чел., в 2000 г. — 209 чел., в 2001 г. — 313 чел., в 2002 г. — 326 чел., в 2003 г. — 386 чел. К сожалению, более поздних данных найти не удалось, но можно уверенно предположить, что этот процесс идет по нарастающей. Ведь естественное старение людей, их выход на пенсию еще никто не отменял. А смены нет.

Учреждения- начального профессионального образования уменьшили выпуск рабочих по данной профессии в два раза -примерно по 40 токарей в год. Не лучше ситуация с подготовкой фрезеровщиков, шлифовщиков и рабочих других рабочих профессий. А если учесть тот момент, что предприятиям предстоит осваивать некоторые виды новой продукции, более сложной, когда рабочим (а их возраст в среднем от 45 до 60 лет) предстоит осваивать совершенно новую продукцию, то говорить о готовности омских предприятии к мгновенному «импортозамещению» нужно очень осторожно.

Снижение числа занятых связано с низким уровнем оплаты труда. Так, на ОМ ПО им. Баранова слесарю по КИПиА 5-6 разряда по обслуживанию, ремонту, регулировке и наладке контрольно-измерительных приборов и автоматики, выявлению и устранению дефектов в работе аппаратуры с наличием допуска по газу обещают заработную плату в 16 000 рублей.

Да что там люди рабочих профессий! С инженерными кадрами тоже не все в порядке. Инженер-конструктор 1-й категории для разработки, проектирования нестандартного оборудования, деталирования сложных сборочных единиц с владением ПК (Компас ЗЭ, САПР, Microsoft\ Word, Excel) оценивается флагманом омской оборонки в 13 000 рублей. Трудовой мотивации негусто, что способствует оттоку с промышленных предприятий либо переходу из отраслей с более низкой оплатой труда, к которым относится машиностроение, на предприятия топливно-энергетического комплекса. Одним словом, предприятия ОПК, высокотехнологичные производства испытывают острую необходимость как в специалистах инженерных профессий, так и высококвалифицированных рабочих руках.

Поэтому, по данным регионального минтруда, свободных трудовых вакансий значительно больше, чем граждан, желающих их занять. Вот и получается, что наше правительство готово к импортозамещению (во всяком случае — на уровне деклараций), а непосредственные участники процесса — предприятия — не совсем.