СУДЬБА ОМСКОГО ТАНКА: ВРЕДИТЕЛЬСТВО ИЛИ ГОЛОВОТЯПСТВО?

Россия - крупнейшая танковая держава с 30-х годов прошлого столетия. Сама война закрепила уникальный опыт наших танкостроителей, и в 70-х годах они приступили к созданию нынешнего поколения отечественных танков

Эта работа осуществлялась выдающимися конструкторскими коллективами под общим руководством столь же выдающегося руководителя военной промышленности Д.Ф. Устинова. Наши танковые войска не уступят своего исторически сложившегося первенства, если навести здесь разумный порядок.

Танковая платформа — основа конструкции всех наших танков, построена по единой схеме. Она предусматривает экипаж, состоящий из трех человек, хотя в западных танках 4 человека. Поэтому забронированный объем у нас существенно меньше, и танки при массе 46 тонн защищены броней не хуже западных танков, имеющих массу, доходящую в последних образцах до 62 тонн. Это сказывается и на удельной мощности, и на максимальной скорости тех и других танков.

Танк Т-80, например, имеет максимальную скорость 80 км/ч и может транспортироваться всеми видами транспорта, в то время как «Леопард» и «Абраме» имеют меньшую скорость, и их не выдерживают даже мосты Европы.

Многие нынешние хулители современных отечественных танков не видят этого принципиального преимущества и не понимают, что достигнуто оно было такими крупными фигурами в инженерном деле и в области организации промышленности, каких сегодня, наверное, и не найдешь. И это обстоятельство сказывается на неудовлетворительном состоянии нашего танкового парка, который при соответствующей модернизации не имел бы равных по своему могуществу.

Однако за годы экстравагантного политического руководства страной и беззаботного отношения к промышленности ситуация начала меняться не в лучшую для отечественного танкостроения сторону. Не то чтобы мы сильно отстали или утратили свои достижения (хватило умных и ответственных людей, которые этого не допустили), но такая угроза существует, и ее надо устранить.

Фактическое прекращение танкового производства привело к потере производственных структур, к потере оборудования и самих кадров специалистов. Омское производство танка Т-80, созданное Д.Ф. Устиновым под ежегодный выпуск 750 танков в мирное время и 1500 танков в военное время, в значительной степени утрачено, и танки данного типа оказались под угрозой невозможности их воспроизводства.

А ведь модификация этого танка — Т-80У, оснащенная гидроприводом механизма поворота (ГОП МП), прошедшая весь комплекс государственных испытаний вплоть до решения о принятии ее к серийному производству, дала нам образцы танков, которые превосходят по подвижности все существующие мировые образцы, не уступая им по вооружению и броневой защите.

Но серийно они, увы, не производятся. Вся постперестроечная история танков Т-80 наводит на мысль о вредительстве или каком-то гибельном головотяпстве. Утрачена база серийного производства самого танка (Омский завод транспортного машиностроения).

Теперь, после фундаментальной расправы над производственной базой по-настоящему лучших танков в мире — Т-80УЕ и Т-80У М1 «Барс», можно услышать о том, что танки семейства Т-80 будут заменены «Арматой», которая еще на бумаге, но уже без всяких испытаний объявлена у нас «лучшим танком в мире». Совсем несерьезно.

Так в природе не бывает. «Армату» надо разрабатывать, но это очень долгая и трудная история. Надо искать попутное решение на ближайшие годы. Сила танков не только в высоких тактико-технических характеристиках (ТТХ), но и в их массированном применении.

Когда у нас будет десять тысяч танков «Армата», доведенных до уровня ТТХ своего времени?

Ну, если не через сорок лет, то в лучшем случае в начале тридцатых годов. А это не соответствует складывающейся сегодня обстановке. Такой риск может оставить в час истины наши вооруженные силы без бронированного кулака, способного защитить наши пространства.

Надо видеть решение менее рискованное и опирающееся на то, что мы уже имеем.
Как вытекает из имеющихся сведений, сегодня у нас есть 8000 танков Т-72 и Т-90, 4000 танков Т-64 и 4700 танков Т-80. Понятно, что только 15% из них находится и обслуживается в войсках, а остальным нужна инвентаризация, замена резины, прошедшей срок своей эксплуатации, и много чего еще.

Инвентаризация этой массы достаточно современных, но в известном смысле заброшенных танков дешевле и легче осуществима, чем обновление танкового парка новыми машинами, которые предстоит испытывать и доводить в течение длительного времени.

О серьезной программе модернизации тысяч наших танков, которая решила бы на 10-15 лет наши ближайшие военно-политические задачи по данному кругу вопросов, мы, к сожалению, не слышим ничего обнадеживающего.

А за рубежом вопросам модернизации танков уделяется серьезное внимание. И нам тоже следует обратиться к концепции, позволяющей реализовать мощь бронированного кулака, не рискуя военной безопасностью государства. А это более десяти тысяч вполне качественных машин, которые целесообразно модернизировать по программе, предусматривающей серийное производство необходимых комплектующих темпами 1500-3000 единиц ежегодно.

Надо, не ввязываясь в сложные вопросы форсирования тысяч двигателей, оснастить эти старые добрые танки другими важными узлами и агрегатами, оставив задачу стремительного нанесения ударов «по слабому месту, внезапно, массированно и на максимальную глубину»(как говаривал маршал Фош) танкам Т-90 и нашему непревзойденному танку Т-80У, обладающему наивысшей удельной мощностью (27,2 л.с./т). В перспективе этот танк может достигнуть величины удельной мощности 32,5 л.с./т, если перейти на созданный заводом им. Климова газотурбинный двигатель ГТД-1500.