Хотя трудно, казалось бы, назвать коллективом группу уличных торговцев, которых объединяют цель, время и место на час-два. Цель — продать молоко, масло, творог, сметану с личного подворья.
Время — утром желательно, но в любом случае до обеда, когда больше покупателей. Место — центральная улица райцентра, конкретно — напротив, так называемого, крытого рынка, где торгуют своей продукцией предприниматели и где, кстати, авторам письма места представлялись. Так вот, весь сыр-бор горит из-за того, что торговать молочной продукцией на улице, разложив ее прямо у ног прохожих, на асфальте, согласитесь, не положено. В двух шагах отсюда, за углом, есть рынок, открытый, там и столики установлены, и рано утром полно продавцов и покупателей. А потом — пусто. Но авторы письма в редакцию торговать хотят именно здесь, на центральной улице, расположившись со своими сумками и бидонами то на одной ее стороне, то на другой. Как мне сказали, распродают все и всё. Понятно, раз место людное. Но поскольку это стихийный рынок и торговля идет вопреки всем требованиям санитарных норм, то и качество продаваемой продукции санитарный контроль проверить не в состоянии. Ведь работники санэпиднадзора, коль они контролируют качество того же молока на рынке, несут и ответственность. А где вы видели, чтобы этот контроль осуществлялся на каждом углу, где идет торговля, будь это молоко, семечки или овощи-фрукты и та же рыба. Поэтому любой покупатель, хоть в Марьяновке, хоть в Омске, если пользуется услугами продавцов на асфальте и скамейках — рискует, потому что покупает продукцию, качество которой никто не гарантирует, как по вкусовым свойствам, так и по санитарным.
Администрация района прибегает к разным мерам, чтобы запретить торговлю в неположенном месте — от увещеваний до вызова милицейского наряда. Но ситуация не меняется, более того, похоже, что она накаляется. Я разговаривала с женщинами (подпись одной из них стоит в письме), и они в голос твердят одно и то же: здесь выгодно и продавцам, и покупателям. А на открытый рынок, что немного в стороне, где даже мусор не убирается, марьяновцы в течение дня не заглядывают. «Да вы посмотрите, — сказали мне, — вот там действительно антисанитария».
Вид у рынка неприглядный, это так, потому как бесхозный. Никто здесь не подметает и не убирает. От мясного ларька -остов, заросший бурьяном, побусевшие от дождя прилавки установлены впритык (продавцам это не нравится — тесно). Выяснилось, приводить этот рынок а в порядок -нужны деньги, а их, как водится, нет. Администрация выжидает, что со строительством нового железнодорожного вокзала, куда переместится и автовокзал, в освободившемся здании последнего планируется открыть новый крытый рынок. Но когда это будет? Не раньше нового года, и то в лучшем случае.
— А нам сейчас нужны деньги, чтобы ребятишек к школе собрать, — резонно замечает одна из продавцов молочной продукции.
Каков же выход из положения? Продавцы на асфальте просят: хоть временно поставьте здесь столики, то есть на центральной улице, или приведите в божеский вид открытый рынок. Администрация стоит на своем: какие столики на центральной улице?! Абсурд. А на рынок денег нет. Думается, что в глубине души и те, и другие понимают, что сами марьяновцы охотнее покупают здесь, у крылечек магазинов (кстати, жены тех самых руководителей, что пытаются вытеснить жалобщиц, тоже в числе этих покупательниц не редкость), потому что — удобно.
Выслушала я ту и другую стороны. Женщинам, торгующим на улице, высказала свое мнение (уж коли они обратились в газету) — что подобная торговля на центральной улице не красит ее, а при нынешней ситуации, когда только и слышишь кругом про туберкулез, холеру и даже чуму, покупать молоко в бутылках из-под минералки рискнет разве только наплевавший на свое здоровье человек. Администрация же рисковать здоровьем населения не может. И не имеет права. Остается одно — приучать марьяновцев к культуре торговли, то есть, на специально отведенных для этого местах. Если им, конечно, не безразлично свое здоровье. Администрация же, не прибегая к милицейским мерам, должна способствовать этому, используя цивилизованные средства и методы.