А еще Устав города Омска предусматривает право жителей на референдум. Было бы желание…
В полдень 14 ноября перед зданием горсовета собралась толпа. Причиной «стояния» стал конфликт, спровоцированный в сентябре губернаторским указом о дополнительных мерах по борьбе с терроризмом. Указ рекомендовал мэрии в трехмесячный срок разработать план мероприятий по переносу ярмарочного комплекса «Торговый город» с левого берега Иртыша в более безопасное место. Продавцы испугались, но не террористов, а перспективы остаться без покупателей, которым лень будет отправляться в сторону Чукреевки или еще куда подальше. Поначалу торговцы митинговали в пределах ярмарки, напоминая власти, что неразумно трогать с места рентабельное предприятие и лишать их привычного места за прилавком. Теперь, как заявили пикетчики, они пришли для того, чтобы горсовет уж точно мог их услышать и дать внятный ответ: что будет с ярмаркой?
Депутаты пригласили инициативную группу в зал заседаний. Представители «Торгового города» принялись убеждать совет «не резать курицу, несущую золотые яйца», дающую в казну до ста миллионов рублей в год. В ответ и.о. директора департамента недвижимости Константин Брылкин заявил, что подобные вопросы нужно решать не на митингах, а в рабочей обстановке с цифрами в руках. Депутаты пообещали изучить проблему и заверили: в «этом году» ярмарку никто трогать не будет. Пикетчики разошлись по домам к радости полусотни милиционеров, смотревших за порядком.
Примечательно, что в тот же день, 14 ноября, депутаты приняли новую редакцию Устава города Омска, который всякому нашему жителю нелишне полистать и даже почитать. Что в старой, что в новой редакции Устав недвусмысленно заявляет о безусловном праве горожан на «получение полной и объективной информации о деятельности органов городского самоуправления». Такой, например, как подготовка плана переноса ярмарки. Мало того, вот уже пять лет, как записано в Уставе право граждан на референдум. Был ли в нашем городе хоть один референдум? Нет, потому что дорого и хлопотно: его инициаторам придется собрать в свою поддержку около 45 тысяч подписей. Правда, одних только родственников и свойственников у торгующих наберется тысяч пятьдесят. Городской казне референдум обойдется в 8-9 миллионов рублей, но овчинка стоит выделки. Всеобщим голосованием омичи имеют полное право решать вопросы приобретения и отчуждения важных объектов городской собственности, создания на территории города крупных предприятий, одобрения или неодобрения муниципальных программ. Референдум — штука затратная, однако мало ли денег потрачено горожанами на оборудование ярмарки? Говорят, что к ярмарке выйдет новый метромост. Есть здесь повод для размышления, но тогда власти нужно взять на себя часть расходов по переносу и с населением разговаривать, как с полноправным партнером.
До референдума дело не дойдет. Как говорится, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Зато предусмотрена Уставом такая акция, как правотворческая народная инициатива. Для того чтобы избирателям внести в горсовет свой проект решения, необходимо собрать 2600 подписей. На одной только ярмарке работает 15 тысяч человек. Горсовет обязан рассмотреть «народный» проект решения, а затем принять или отклонить его. Если не примет, нужно будет искать другие законные пути отстаивания своих прав. Самоуправление -это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Так кто же должен решить судьбу ярмарки?