На заседании коллегии при главе городского самоуправления был рассмотрен проект бюджета г. Омска на 2002 год. Заявлено, что основными принципами, которыми руководствуется администрация города при подготовке бюджета, являются: обеспечение устойчивой работы городского хозяйства, переход на казначейское исполнение, сокращение размеров муниципального долга. При этом особое внимание уделяется социальной направленности бюджета, защищенности его значимых статей и прозрачности, т.е. открытости процедур принятия и исполнения статей. Совершенно замечательные принципы, под которыми не подпишется только мизантроп. Пожелаем мэрии и всем нам, чтобы они воплотились в реальность, и обратимся к поэзии цифр.
Начнем с доходов. Основой формирования доходной части бюджета нашего с вами города являются налоговые поступления (79,3 %), неналоговые доходы (11,6 %), целевые бюджетные фонды (7, 9 %). Представляется, что общая сумма доходов составит 2.947.910,7 рублей, из них — 2.350.383,3 рублей — налоговые доходы. Следует отметить, что в части формирования доходной части бюджета предусмотрено продолжение политики сокращения и отмены льгот по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города. Теперь — расходы. Постараемся обойти экономические дебри и представить вам самую суть — то, что непосредственно касается всех нас.
Проект бюджета по расходам на 2002 год сформирован с ростом по сравнению с бюджетом 2001 года более чем на 50 %. Заработная плата работников бюджетной сферы рассчитана с учетом повышения уровня оплаты труда, сложившегося на 01.11.2001 г., и его поэтапного увеличения в 2002 году на 50%. Разработана адресная программа капитальных вложений на 2002 год, согласно которой 1,5 млн. рублей будет выделено на пристройку бассейна к школе № 124 в поселке Крутая Горка, 28,227 млн. рублей — на реконструкцию стадиона «Красная звезда», 1,670 млн. рублей — на сооружение инженерных сетей по ул. Сейфулина (Чукреевка), 3,0 млн. рублей — на строительство газопровода от ГРС-2 до поселка Большие Поля,1 млн. рублей — на реконструкцию парка им. 300-летия г. Омска (на Левобережье).
На чем будем экономить? Отвечаем, цитируя пресс-службу мэрии: «Сокращение расходов бюджета предусматривается за счет реорганизации системы управления городом, ликвидации подразделений, выполняющих дублирующие функции, за счет сокращения расходов по содержанию аппарата управления путем централизации выполнения ряда функций и укрупнения бюджетных учреждений, повышения эффективности системы муниципального заказа…» Может, не самая изящная словесность, но вполне доходчиво.
А теперь вместе с коллегией городской администрации оглянемся назад — на исполнение бюджета уходящего года.
Подводя итоги работы за 9 месяцев 2001 года по исполнению бюджетных назначений по доходам, предусмотренным в целом на 2001 год, и сравнивая их с результатами соответствующего периода прошлого года, омская городская администрация констатирует, что в текущем году произошли определенные положительные изменения. Согласно решению Омского городского Совета доходная часть бюджета города Омска утверждена в размере 1822,7 млн. рублей. Фактический объем поступлений доходов в бюджет города Омска за 9 месяцев составил 1742,4 млн. рублей, или 95,6 % к утвержденному бюджету 2001 года, и превысил сумму поступлений за соответствующий период прошлого года на 393,5 млн. рублей. В общем объеме платежей в бюджет основной удельный вес занимают налоговые доходы — 81,0 %, неналоговые доходы составляют 15,4 %, безвозмездные перечисления — 3,6 %. Отмечается положительная тенденция в исполнении плана по доходам. За истекший период процент его выполнения составил 128,8.
Что еще? Вот такой отрадный факт: финансирование образования, как утверждает мэрия, в 2001 году превышено на 3,7 %,здравоохранения — на 4,8 %, культуры — на 16,8 %. Кто бы мог подумать…
На фоне подобных оптимистичных итогов довольно невзрачным выглядит небольшой перерасход бюджета. Согласно решению Омского городского Совета объем расходов на 2001 год утвержден в сумме 1.913.846,7 тыс. рублей, а исполнение за 9 месяцев 2001 года составило 1.932.227,4 тыс. рублей, или 101 % к годовым бюджетным назначениям.
И два слова о долгах. В качестве источника покрытия кассового разрыва по выплате заработной платы работников бюджетной сферы администрацией города получена ссуда из областного бюджета в сумме 152 млн. 658 тыс. рублей.