БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТРАШНЕЕ МОРОЗОВ

На позапрошлой неделе вся Россия и страны СНГ были ошарашены известием: в Омской области замерзло село Лукьяновка. Это омские папарацци донесли каналам Центрального телевидения такую чрезвычайную весть, а те подали ее так, что страна подумала: в Прииртышье повторилось Дальневосточье, где в прошлую зиму замерзали города и поселки

Следует сразу сказать, что это не совсем так. Действительно, в селе Лукьяновка Одесского района в ночь с 8 на 9 декабря в котельной произошла рукотворная авария -прогорел котел. Более двухсот квартир и жилых домов, а также здания школы и местной больницы остались без тепла. А поскольку воду из теплосистемы вовремя не спустили, то она местами перемерзла.

Уже две недели в селе работает штаб по ликвидации аварии, ведутся восстановительные работы. Добро что электроэнергию не отключили, поэтому часть квартир переведена на электрообогрев, у кого-то оказались и были задействованы «буржуйки», так что лукьяновцы худо-бедно спасаются от морозов.

В минувшую пятницу в Лукьяновке побывал губернатор области Л. К. Полежаев, чтобы воочию убедиться, что же здесь произошло и какая помощь нужна, чтобы побыстрее устранить последствия аварии.

Леонид Константинович посетил котельную, больницу, осмотрел здания школы и убедился — в селе произошло ЧП местного значения по имени разгильдяйство. И причина его не столько в бригаде операторов котельной, которые в ночь с субботы на воскресенье, будучи, видимо, под парами, в котлах не сдержали пару, а в руководителях местного самоуправления, которые пустили все на самотек.

Губернатор искренне возмущался: как же так, емкости до отказа заполнены топливом, все, казалось бы, есть для успешного проведения отопительного сезона, и все-таки умудрились сжечь котел? Как сказал Леонид Константинович, вмешался человеческий фактор — безответственность и халатность местных руководителей.

Степень вины каждого из организаторов этой аварии установят правоохранительные органы, ими по данному факту возбуждено уголовное дело. Губернатор принял свои меры — освободил от должностей первого заместителя главы администрации Одесского района, отвечающего за работу коммунальных служб, и главу местного самоуправления пела Лукьяновка. Он выделил 500 тысяч рублей на срочный ремонт, распорядился в старой котельной участковой больницы установить новый модульный котел, чтобы перевести ее на индивидуальное отопление. Всего же устранение аварии обойдется бюджету более чем в 4 миллиона рублей.

То что в Омском Прииртышье ситуацию с зимним отопительным сезоном нельзя сравнивать с прошлогодней дальневосточной, очевидно. Там просто не хватало топлива и электроэнергии, потому и замерзали города и поселки. У нас же по всей области созданы запасы топлива на всю зиму. Отремонтировано и введено более сотни новых котельных, многие из них переведены на газ. Губернатор погасил задолженность всех сельских районов по электроэнергии, с одним условием, чтобы эти деньги пошли на повышение заработной платы работникам коммунальных служб.

Нынешним летом Леонид Константинович лично занимался подготовкой области к зиме. В Советском административном округе города Омска, который в прошлую зиму тоже замерзал, он провел рабочую встречу с коммунальщиками. Округу в несколько раз были увеличены средства на подготовку к зиме, и все-таки он последним и с большой натугой запустил тепло. Слишком запущенным оказалось коммунальное хозяйство. Сработал все тот же человеческий фактор. Деньги сами по себе не работают. Ремонтируют котельные, перекладывают теплотрассы и утепляют дома люди. И насколько они это делают добросовестно и ответственно, какой контроль за их работой установлен, такой и результат получается.

Осенью губернатор на заседании коллегии Администрации области, при рассмотрении вопроса о подготовке к зиме, предупреждал руководителей округов и районов, что они несут персональную ответственность за проведение зимнего отопительного сезона. Все, что зависело от Администрации области, сказал губернатор, сделано. И не в угрозу, а в предостережение напомнил, что за прошлогодние созывы в тепло- и электроснабжении ряд глав районных и городских администраций Дальнего Востока привлечены к уголовной ответственности. Выходит, не зря предупреждал.

Многие жители Лукьяновки признаются, что уже давно предчувствовали, что что-то может случиться с подачей тепла. Село хоть и большое, но «от людей на деревне не спрячешься». Даже чужому глазу все видно. Прямо из котельной выходит голая труба и греет зимний воздух. Далее по всему селу теплотрасса, а проложена она по земле, завалена соломой — такой вот изоляционный материал придумали местные коммунальщики. Солома к весне, конечно же, сгниет, осенью завезут новую. С водой в котельной тоже проблемы — ее завозят откуда придется, как пошутил один из местных жителей, порой с лягушками. А поскольку в Лукьяновке, как и во всех южных районах области, есть проблемы с водоснабжением, то хозяйки отапливаемых квартир и домов устраивают помыв и постирушки, забирая горячую воду прямо из отопительной системы. В ночь с субботы на воскресенье все эти безобразия и сплелись в один узел. Жильцы забрали горячую воду из теплосистемы, операторы котельной проспали, вовремя не подкачали воды, котел и сгорел. Все до безобразия просто и ясно.

В результате убытков на миллионы рублей, а «слава» на всю Россию.

Самое печальное, что подобное может повториться, особенно там, где закостенела старая психология, бытует ошибочное представление, что коммунальная служба — это что-то второстепенное. Отсюда и мизерная зарплата ее работников. А кто же пойдет работать в котельную за 500 — 600 рублей в месяц?

Губернатор Л. К. Полежаев как председатель комиссии по разработке российской коммунальной реформы знает эти проблемы не понаслышке. Он поставил перед главами администраций задачу — уже в этом году повысить заработную плату работникам коммунального хозяйства. Цель одна: привлечь в эту сферу хорошие кадры. Но, как видим, не все главы сельских самоуправлений осознали личную ответственность за надежное жизнеобеспечение сел, деревень и поселков. Отсюда и дикие аварии: то котельная взорвется, то котел прогорит. Действительно, безответственность страшнее морозов.