Этот метод, пособия и разработки на его основе неоднократно были отмечены золотыми медалями таких форумов, как 48-й Всемирный салон изобретений «Брюссель, Эврика-99», Международный салон промышленной собственности «Москва, Архимед-2001», Международные образовательные выставки «Учсиб-2000,2001» (г. Новосибирск). В течение ряда лет новая методика успешно проходила апробацию в стенах областной экспериментальной детской музыкальной школы (ЭДМШ) и была представлена на Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в музыкальном образовании», где имела активную поддержку музыкально-педагогической общественности России. На днях мы узнали, что автор хроморяда, заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации Сергей Владимирович Белецкий еще планирует открытие музыкальной студии с интригующим названием «Школа музыки без нот».
-Сергей Владимирович, а почему именно — студия? Ведь, насколько помнится, музыкальные студии не выдержали испытание временем?
— К сожалению, да. Повсеместно открытие музыкальных школ привело к закрытию студий. Но, как зачастую это бывает, с водой выплеснули и ребенка. Ведь в основе работы любой студии, будь это студия художественно-прикладного творчества, актерского мастерства и другие, лежит процесс коллективно-состязательного творчества ее участников под руководством Мастера. Царящая там атмосфера в чем-то сродни кружковой деятельности домов юных техников, где дети приобретают знания, умения, навыки не на индивидуальных занятиях с учителем, а в процессе коллективной работы над изготовлением различного рода поделок. А результат? Сходите на выставку детского творчества. Глазам не веришь, что эти великолепные модели самолетов, кораблей или космических ракет изготовлены детскими руками!
— Какие же проблемы существуют в начальном профессиональном обучении музыке?
— О них, в частности, шел разговор на Всероссийской научно-практической конференции, которая проходила в Омске в прошлом году. Очевидно, что строгая регламентация программных 1ребований и учебных планов порождает печальную статистику: из 100 детей, принятых в школу, как правило, лишь человек тридцать ее заканчивают, и только два процента выпускников продолжают в дальнейшем общение с музыкой. Неудивительно, что педагоги с болью говорили о несовершенстве процесса начального музыкального образования. Очень хорошо сказала в своем докладе Л. Юртаева. Сегодня в музыкальной школе предметы изолированы друг от друга. Задачи и цели педагога по специальности -выучить положенное количество пьес, гамм, вовремя их сдать и… И опять по тому же кругу. Все семь лет обучения -это подготовка к академическому концерту — выучил, сдал, забыл. Вот и получается, что главное в музыкальной школе — музыка, а не ребенок. Но посмотрите не в ноты, а в глаза этому ребенку! В них совсем не то, что может и должна дать музыка, совсем не то, что ждали дети и их родители, когда поступали в школу. В этих глазах, без преувеличения, — усталость, скованность и страх. А где радостное общение с музыкой, с учителем? Почему сам процесс обучения в школе гасит в ребенке радость?
— А действительно — почему?
— Сегодня освоение музыкальной речи базируется на раскодировании нотной записи. При распределении семи имен нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — на 12 звуков октавы другого познания музыкальной грамоты нет и быть не может! Как же без нот разобраться в том, когда и как называть черную клавишу инструмента? Ноты — спасательный круг. В результате же — зрение подменяет слух, тормозя его развитие, теория отстает от практики и т. д. и т. п., и все это приводит к вышеназванным проблемам.
— В чем же все-таки сложность нотной записи и что вы ей собираетесь противопоставить?
— В связи с нехваткой «имен» и возникающими переименованиями в записи используют дополнительные обозначения — диезы, бемоли и другие, при этом одна и та же высота музыкального звука может быть записана тремя различными нотами! Кроме того, нота содержит в себе еще и обозначение продолжительности времени. А время в музыке — категория относительная. Понимаете, насколько сложен процесс чтения нот! Предложенный мной принцип количественного соответствия имен и звуков в октаве музыкального строя (12=12) дает возможность осваивать музыкальную речь как разговорную, на фонетическом уровне. Это в десятки раз сокращает процесс познания музыкального языка, способствует развитию музыкального слуха и позволяет, используя алфавит русского языка, записывать музыку именами звуков. Слогопись музыки настолько проста, что за один урок (!) каждый может научиться и читать, и записывать музыку.
— Но ведь это же здорово! А ваш метод используется в музыкальных школах Омска?
— Пока очень мало: в нашей ЭДМШ, в музыкальном училище им. Шебалина в классе моего педагога В. В. Кузнецова и еще в нескольких школах области. И причина не в неприятии метода, как такового, а в отсутствии на сегодняшний день поурочных планов и программ начального обучения, совместимых с традиционной системой. Использование его в работе входит в противоречие с действующими программными требованиями музыкальных школ. Ведь мы проходим за первый год обучения всю теорию музыки, а второй и третий год — это уже практическое освоение гармонии в объеме 1 -2 курса музыкальных училищ. Безусловно, принятие нового метода потребует серьезной корректировки, точнее даже, разработки новых учебных планов и программ, а это не такой простой и быстрый путь. Но мы этой работой занимаемся в лаборатории ЭДМШ. Дети же ждать не должны! Потому я и решил обратиться к студийной форме обучения. Здесь на занятиях в качестве ассистентов будут присутствовать молодые педагоги и студенты факультета культуры и искусства ОмГУ, которые, надеюсь, смогут возродить в нашем городе эту доступную всем желающим форму обучения музыке. И, возвращаясь к вашему вопросу, хочу заметить, что, кроме названных причин, здесь, в Омске, начиная с областного методкабинета, видимо, срабатывает эффект «близкого присутствия». Помните, как сказал поэт: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»…
— Насколько известно, ваш метод уже используется в десятках городов.
— Да, и постоянно приглашают для проведения семинаров. Совсем недавно я со своими учениками проводил в Чите подобный семинар. В его работе участвовали 200 педагогов, включая и начальника управления культуры города. О результатах можно судить по тому, что при подведении итогов был поднят вопрос об открытии в Чите Восточно-Сибирского центра поддержки и распространения, как было кем-то точно подмечено — «гуманного метода в обучении музыки». Конечно, для этого требуется провести переподготовку кадров. И там готовы! Да, кстати, на днях раздался звонок из Германии. Там тоже начато организованное движение. (Союз педагогов) по освоению метода Белецкого…
— Ну, что ж, порадуемся за читинцев и за Германию… А ваши планы по открытию музыкальной студии в Омске, они когда конкретно начнут претворяться в жизнь?
— На этот вопрос отвечу чуть позднее, а прежде хотел бы обратить внимание вот на такой момент. На мой взгляд, это очень важно. Использование метода открывает широкие перспективы в коррекционной педагогике, в частности, при обучении музыке слепых и слабовидящих детей. Познание музыки на фонетическом уровне дает им огромный шанс полноценного музыкального развития, а значит, позволит успешнее решать проблему социальной реабилитации. Отдел науки ОмГУ также поддерживает работу в этом направлении. И в нашу студию мы планируем набрать группу таких детей. Занятия с ними будут вестись бесплатно.
— Итак, когда студия откроет двери?
— Первую встречу (можно назвать это собеседованием) мы проводим 1 декабря в 10 и 15 часов в помещении ЭДМШ. Кому интересно, пусть приходят. Есть вопросы — ответим по телефону: 51 -01 -48.
— Спасибо за беседу и желаем успехов. Пусть в вашей студии на лицах ребят будут сиять улыбки и радость!