ЗА ДОЛГИ ЗАБРАЛИ ТЕЛЕВИЗОР

В среднем каждый житель города имеет задолженность по квартплате за три месяца. А общая сумма долга омичей перед коммунальщиками - 310 миллионов рублей

Эта цифра вполне сопоставима с теми затратами, которые понес город при подготовке к зиме. На небывалый за последние годы объем выполненных работ — замену стояков, ремонт кровли и подъездов, уплотнение межпанельных швов — было истрачено около 400 миллионов рублей. Получается, что омичи могли бы сами оплатить почти весь дорогостоящий процесс подготовки к зиме…

Впрочем, на одновременный расчет полагаться не приходится. Ведь в должниках ходят чуть менее семидесяти процентов омичей. Те жители города, у которых недоимка составляет несколько месяцев, спят спокойно. А к рекордсменам — отдельные горожане не платят по пять-шесть лет — время от времени заглядывают судебные приставы…

В то утро семья Петровых выходила из очередного запоя. В дверь квартиры со специфическим запахом, въевшимся в грязные стены, постучали… Открывшийся рот главы семьи, решившего крепко обругать «раннего» гостя, застыл в неподвижном бездействии. На пороге стоял судебный пристав…

— Есть среди должников такая категория граждан, которая нигде не работает и кроме квартиры не имеет никакой собственности, — рассказывает помощник прокурора Советского округа Оксана Кротенке. — Вообще весь процесс сбора долгов по квартплате занимает довольно много времени. С того момента, как представители ЖКХ обращаются в прокуратуру, до вынесения решения судом проходит месяца два-три. Потом дело переходит в ведение судебных приставов. Для начала им предстоит сделать более десятка запросов. Ну, например, в инспекцию по маломерным судам — есть ли у должника лодка, — в ГИБДД, БТИ, учреждение юстиции, в земельный комитет… Необходимо узнать, работает ли человек, получает какое-либо пособие или пенсию. Лишь после того, как из всех инстанций приходят отрицательные ответы, судебный пристав со спокойной душой может прийти к должнику на квартиру…

Ранний визит пристава в семью Петровых как раз и объясняется тем, что за душой у этих людей не было ни копейки. Не было у супругов ни работы, ни маломерных судов, ни дачи… В квартире, зияющей грязными дырами пустоты, стояли лишь раздолбанный телевизор отечественного производства и старенький магнитофон.

— Во сколько вы оцениваете стоимость телевизора и магнитофона? — строго обратился пристав к хозяину семьи.

— Ну, тысячи в полторы….

Не успели хозяева до конца проснуться, как имущество было уже описано. Именно в полторы тысячи рублей оценили работники ЖКХ и представители Советского суда нанесенный Петровыми ущерб. Судебный иск был предъявлен коммунальщиками лишь в отношении содержания жилья. А, как известно, сборы здесь не велики. Всего-то около тридцати рублей с человека в месяц. Петровы задолжали года за полтора… «Омскэнерго», «Омскэлектро» и «Водоканал» до этой семьи пока не добрались… Между обособленными структурами просто нет соответствующей координации. В общем, пыльный телевизор и старенький хрипящий магнитофон отошел в доход государства.

К подобным мерам воздействия судебные приставы прибегают нечасто. Большинство неплательщиков лишается на определенный период лишь пятидесяти процентов от собственной зарплаты… Тех омичей, у которых задолженность за содержание жилья менее года, — а таковых в городе почти 60 % от общего числа жителей, — коммунальщики вообще не трогают.

— И прокуратура, и суды перегружены делами, — продолжает Оксана Кротенко. — Коммунальщики округа готовы приносить к нам по сто пятьдесят новых дел еженедельно. Обработать все их просто невозможно. Перегружены и судебные приставы. Ведь сегодня на одного пристава приходится по две-три тысячи исполнительных производств. Так что часть работы доводится выполнять самим работникам ЖКХ. Им приходится разносить повестки в суд, помогать приставам в их работе…

Вот и получается, что каждое ПЖРЭУ вынуждено содержать работников, которым вменяется в обязанность взыскивать долги… И это вместо того, чтобы нанять еще одного слесаря…

Встречаются среди неплательщиков и идейные, правда, таковых пока мало. Лишь трое жителей Советского округа решились подать на представителей ЖКХ встречные иски. Мотивация — недостаточно качественное обслуживание. В удовлетворении одного иска было отказано. Областной суд оставил данное решение в силе. Два других находятся в производстве.

Всего же в Советском суде в прошлом году было рассмотрено более полутора тысяч дел, связанных с долгами по содержанию жилья. Менее пяти процентов граждан рассчитались в досудебном порядке, они отдали ЖКХ округа более 230 тысяч рублей. Напомню, это лишь деньги за содержание жилья. Капля в море наших долгов. Остальные предпочли отвлечь от насущных дел десятки человек — работников прокуратуры, судей, коммунальщиков, судебных приставов. Кажется, правоохранительные и судебные структуры скоро просто задохнутся в потоке подобных производств.

Кстати, самыми добросовестными плательщиками остаются пенсионеры, подавляющее же большинство работающего населения города игнорирует требования коммунальных служб. Сегодня иметь задолженность по квартплате стало нормой… Как стала нормой и критика в адрес коммунальщиков. Насколько же она обоснована, можно судить по приведенным цифрам и фактам…