КАК ГОРОДУ ВЫЖИТЬ?

Думать, зарабатывать, планировать и не ругаться

Наверное, все омичи заметили, как спали накал, острота во взаимоотношениях города и области, после того как мэр Омска Валерий Рощупкин ушел в отставку. Хотя, как ни крути, уйти с поста руководителя пусть крупного, миллионного, но все же провинциального города на должность зам министра-это все же повышение. Но, в общем-то, все знают или хотя бы догадываются, зачем это было сделано. Москва, которой скандально-воюющий Омск стал уже поперек горла, развела двух медведей, стараясь никого особо не обидеть. Кстати, с не менее скандальным и замерзающим Приморьем поступили примерно так же. Там просто убрали не мэра, а губернатора, практически сразу назначив его руководить рыбной промышленностью всей страны. Тоже не самая плохая работа.

Мы, конечно, сочувствуем жителям Владивостока и его окрестных городов. Но все же приятнее сочувствовать в относительно теплых квартирах. Хотя и нас в канун зимы пугали, что замерзнем, и даже готовили профилактории для расселения жителей домов с размороженной системой отопления. Но власти помирились по указанной выше причине, и в профилактории временно поселили замерзающих маленьких чукчей.

Больше того, с февраля восстановили все льготы на городских автобусах, ликвидировали задолженность по зарплатам и президентским надбавкам бюджетникам, устранив последние очаги напряженности между городским самоуправлением и региональной властью. Последняя, надо отдать ей должное, взяла львиную долю затрат на себя. Кроме того, она привлекла крупные компании, главным образом бюджетообразующую «Сибнефть», которые также помогли в решении этих проблем.

Парадокс в том, что городской бюджет, об ущербности и дискриминационности которого столько говорилось в прошлый и позапрошлый годы, не увеличился ни на копейку. Кстати, на 2001 год он до сих пор не принят. Выберем мэра, там и с бюджетом разберемся. Хотя рядовых горожан больше волнуют не строчки и статьи в главном финансовом документе года, а чтобы батареи грели, из кранов текла вода, лифты ходили исправно, дворы и подъезды убирались, льготники могли пользоваться своими льготами, зарплаты и пенсии выплачивались вовремя, а цены за коммунальные услуги не зашкаливали за прожиточный минимум.

Можно снова долго говорить, что на нормальное исполнение этих и массы других функций городского самоуправления в бюджете не хватает средств. И это действительно так. Но, думаю, более конструктивной будет попытка найти способы решения проблем в компании с региональными и федеральными властями. Там, конечно, тоже деньгам счет знают. Но, во-первых, средств у них побольше. А во-вторых, там прекрасно понимают, что органичное вхождение местного самоуправления в систему государственной власти без нормальных финансовых взаимоотношений невозможно.

Толковых федеральных законов с четким разграничением, кто, чего и сколько получает, — пока нет. Когда будут, неизвестно, хотя недавно вопрос местного самоуправления и обсуждался на Госсовете. Можно и дальше кичиться своими самоуправленческими правами. Но зачем, если знаешь, что энтузиасты вертикали власти обрежут финансирование этих прав, подведя соответствующую законодательную базу, по самые.. Словом, денег не хватит ни на ремонт, ни на мазут, ни на социальную помощь.

Есть смысл терпеть, когда Родина в опасности и в наличии общий враг. Но какой смысл в тихой гражданской войне в одном отдельно взятом городе? Слава богу, она уже в прошлом. Кстати, мысль о единой, согласованной политике в решении как городских, так и региональных проблем не раз звучала и на прошедшей недавно научно-практической конференции, где обсуждалась роль государственной власти в обеспечении социально-экономического развития области в переходный период. Как сказал в своем докладе и.о. мэра Александр Стерлягов, пришло время кардинально ставить вопрос о новом качестве управления. Город и область неразрывно связаны не только территорией. Они, по словам Стерлягова, «обречены» в самом хорошем смысле слова на единую политику во всех сферах в интересах населения.

Он обозначил основные болевые точки в городском хозяйстве и предложил ряд мер по выходу из кризиса. Например, по его мнению, появилась возможность выстроить еще одну вертикаль, но не власти, а стратегического развития: двигаясь снизу вверх — от уровня предприятий к уровню города, дальше к региону и навстречу предложениям федеральной власти. Определить приоритеты развития и управления, стратегическое направление, что позволит не распылять все силы и средства на латанье дыр.

Если более конкретно, то для решения, например, проблем «коммуналки», традиционной черной дыры городского бюджета, необходимо вместе с регулированием тарифной политики монополий провести и реформирование в системе управления ЖКХ, чтобы граждане реально смогли выступить в роли заказчика на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Для этого опять-таки нужна законодательная основа, причем федерального уровня. Ее пока тоже нет. Но что-то уже выстраивается во взаимоотношениях разных уровней власти. Как в детской игре: уже теплее.