ПРИГОВОРЕН… К СВОБОДЕ

Председатель Омского отделения "Союза офицеров" А.С. Мандрик, которого обвиняли (не больше, ни меньше) к подготовке к вооруженному восстанию, после ареста в Москве в июле 1999 года был доставлен в Омск и до конца апреля 2000 года пребывал здесь в следственном изоляторе

Затем был выпущен под подписку о невыезде.

Первое заседание суда состоялось 28 сентября 2000 года. Инкриминировали лидеру местного отделения Союза офицеров ст. 280 ч. 1 и ст. 278, ст. 30 УК, то есть публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации и приготовление к насильственному захвату власти.

От обвинения по ст. 278 к концу судебного процесса отказался даже представитель обвинения прокурор В. А. Цветков — материалы судебного процесса, по его мнению, не подтвердили приготовления к вооруженному восстанию.

Адвокат И. А. Бабнеева и председатель Омской областной общественной организации «Комитет по правам человека» В. М. Солодовников в прениях в унисон утверждали, что эта часть дела просто надумана, или, как принято говорить, сфабрикована.

От обвинения по ст. 280 ч. 1 прокурор не отступал. Правда, он тут же добавил, что требуемые им три года лишения свободы (это максимальное наказание по инкриминированной статье) А. С. Мандрик не должен отбывать, так как амнистия 26 марта 2000 года его от этого освобождает.

Но в ответ адвокат резонно заявила, что публичные призывы это те, которые «обращены к широкому кругу лиц» при условии, что эти лица такие призывы воспринимают. В рассматриваемых эпизодах был узкий круг лиц, так что нет оснований для уголовного преследования А. С. Мандрика, даже если он высказывался в таком духе.

В. М. Солодовников добавил, что даже попытки А. С. Мандрика организовать военно-патриотическое воспитание молодежи, пробовали выдать не только за призывы к насильственному захвату власти, но и даже за подготовку к военному путчу. А в действительности он хотел провести игру «Зарница», имевшую успех в советские времена.

Показания свидетелей, по его словам, неубедительны: один подписал показания под давлением («следователь кричал»). Другой вообще отказался подписать, третий увидел А. С. Мандрика впервые в суде. Некоторые сказали, что были пьяны и с трудом вспоминают события.

Сам Мандрик расценил уголовное дело против него как попытку вытеснить его из активной жизни. Это дает возможность физически его устранить от участия, например, в выборах.