ПОКА ДЕЗОСТАНЦИЮ ДЕЛЯТ — ОМИЧЕЙ ВШИ ЗАЕДЯТ

Переход бюджетных учреждений и предприятий на "хозрасчетно-рыночные" рельсы - процесс по большей части мучительный. Редко где он обходится без скандалов и дележа имущества. Причем пострадавшей стороной чаще всего оказываются рядовые работники.

Лишним подтверждением тому стал затянувшийся конфликт между областной дезинфекционной станцией и областным центром Госсанэпиднадзора, которому она непосредственно подчиняется как вышестоящей организации.

Как выяснилось, сыр-бор разгорелся из-за прямо противоположных взглядов руководителей на пути реорганизации дезостанции. Строго говоря, дезостанции старого советского образца убыточны и уже считаются анахронизмом, а потому их реорганизация ведется по всей стране. Причем в большинстве регионов этот процесс идет с большим трудом. Не вдаваясь в тонкости такой реформаторской деятельности Министерства здравоохранения, скажем только, что в основе реорганизации — принцип разделения надзорных и исполнительных функций дезинфекционной службы в соответствии с приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 4 июля 1994 года. А главное — начался процесс реорганизации бывших дезостанций в государственные унитарные предприятия соответствующего профиля. При этом унитарным предприятиям по согласованию с Мингосимуществом должно быть передано имущество дезостанций, являющееся федеральной собственностью: медицинское оборудование, техника… В соответствии с очередным приказом Минздрава, всю эту мини-реформу на местах предстоит завершить до 1 апреля 2001 года. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

На практике для областной дезостанции ее «вхождение в рынок» обернулось полным раздраем и неопределенностью. Одних только приказов по ее реорганизации, в том числе — взаимоисключающих, было издано более десятка, а воз и ныне там. Ситуацию, похоже, усугубил личный конфликт руководителей областного центра Госсанэпиднадзора и главврача дезостанции Николая Спинова. На собрании коллектива станции, на котором нам довелось побывать, он вылился в неприкрытую склоку.

Складывается впечатление, что здание и прочее имущество дезостанции давно уже превратились в яблоко раздора. Расположена станция в центре города, на улице 10 лет Октября, причем под одной крышей оказались не только санпропускник и прочие отделы дезостанции, но и созданное в 1993 году на базе одного из ее отделов государственное предприятие «Профилактика». По мнению Н. Спинова. создано оно было, мягко говоря, не совсем законно. Что он попытался доказать, предъявив нам пухлую папку с многочисленными заявлениями и юридическими документами. Одним словом, дезостанция и ГП «Профилактика» — давние «заклятые друзья». А потому изданный ранее приказ главного санитарного врача по Омской области о реорганизации дезостанции путем ее объединения с ГП «Профилактика» как с самостоятельным юридическим лицом и о создании на их базе унитарного предприятия главврач Спинов воспринял в штыки, считая его противоречащим законодательству. За что, по его мнению, и впал в немилость у руководства центра Госсанэпиднадзора, которое, фигурально выражаясь (опять-таки с точки зрения Спинова), «неровно дышит» к «Профилактике».

Впрочем, в конце прошлого года был издан уже совершенно другой приказ главного санитарного врача по Омской области, согласно которому реорганизация должна пойти иным путем. Теперь уже дезостанция должна быть реорганизована путем присоединения своих отделов частично — к областному, частично — к городскому центрам Госсанэпиднадзора. Причем к областному ЦГСЭН отходит львиная доля этих подразделений, а о создании на базе дезостанции унитарного предприятия речи не идет вовсе. В своем обращении к первому вице-губернатору В. Третьякову главврач Спинов, в частности, жалуется на давление, оказываемое со стороны ЦГСЭН на сотрудников дезостанции, которых принуждают увольняться. К тому же по новому штатному расписанию в случае такого перевода отделов понижаются в должности главврач и некоторые другие сотрудники дезостанции. В общем, Спинову удалось обжаловать и доказать юридическую некорректность очередного приказа по реорганизации. По его мнению, государственное унитарное предприятие должно быть создано непосредственно на базе дезостанции.

Как считает главный санитарный врач области Юрий Басов, Спинов просто «баламутит коллектив дезостанции», желая сохранить за собой власть. А вот сам Спинов корни конфликта видит в желании ГП «Профилактика» прибрать к рукам все здание и имущество дезостанции. Это может произойти, как он предполагает, после передачи ее отделов в ЦГСЭН и нового «передела собственности». В итоге дезостанция и «в область» упорно не уходит, и реорганизоваться в унитарное предприятие самостоятельно пока не может.

И все бы ничего, но страдает коллектив (118 человек), который ощущает на себе огромное психологическое давление и у которого уже начались проблемы с выплатой зарплаты. А ведь дезостанция по сей день выполняет исключительно важную для миллионного города работу: ставит заслон инфекциям, борется с педикулезом, крысами, ведет санобработку бомжей и очагов заразы… На недавнем собрании коллектива медработники дезостанции говорили о том, что оказались фактически заложниками надоевшего всем конфликта. Похоже, основной массе сотрудников уже безразлично, отойдут их отделы к областному центру санэпиднадзора или будут работать в унитарном предприятии, — лишь бы спокойно, без нервотрепки делать свое дело и получать зарплату. Да и городу в целом далеко не всё равно, будут отделы дезостанции нормально работать или в ее стенах по-прежнему продолжатся «войны местного значения».

Не беремся судить, кто прав, а кто виноват в сложившейся ситуации. Напомним лишь главный вопрос, прозвучавший из уст медработников дезостанции на собрании: почему руководители двух конфликтующих сторон сообща не решили задачу по реорганизации в соответствии с законом, превратив дело в затяжную склоку. Ответа на него пока так и не последовало…