Теперь в его работе принимают участие представители самых разных политических объединений, так что участие в дискуссии никому не заказано, в том числе представителям власти.
Баба-яга против
По предварительным оценкам к избирательным урнам пришел лишь один из трех омичей, а в ряде округов едва ли не каждый четвертый проголосовал «против всех». Почему? Потому, считает профессор Сергей Новиков, что омское информационное пространство было искусственно сужено властью.
Избиратели не знали программ большинства кандидатов, задолго до дня выборов наблюдая на телеэкранах один и тот же круг лиц, проявивших вдруг живейший интерес к омскому бытию. Между тем, отметил кандидат технических наук Леонид Рыженко, данные статопросов свидетельствовали, что «большинство омичей вплоть до последнего дня ни за кого не собирались голосовать». На вопрос «почему?» горожане отвечали: «потому что не верю» или «просто не знаю кандидатов».
Впрочем, население ко всему относится с юмором. Декан юрфака Омского государственного университета Олег Дмитриев рассказал, как знакомый избиратель подвел итог: «В Законодательном собрании победила партия людей дела, нет, скорее деловых людей. Были просто деловые, а теперь — в законе».
Кто напишет «черные страницы»?
Все обратили внимание на «пиаровские» акции с использованием анонимных листовок. Их появление неизменно вызывало мощный вал контрпропаганды. Кому она была выгодна? Как ни странно, зачастую «героям» этих листков. В самом незавидном положении здесь оказались омские правоохранительные органы. Местными телекомментаторами не раз высказывалась мысль, что найти авторов этих листовок очень трудно. Это сегодня-то, в начале третьего тысячелетия?
По мнению Олега Дмитриева, «это были выборы, где не выдерживала никакой критики юридическая грамотность избирательных комиссий, самих кандидатов и даже органов государственной власти». К примеру, многие омские газеты, в том или ином виде подпитываемые властью, от своего имени вели агитацию против конкретных кандидатов. Фактически, от имени государства. Резонный вопрос: законно ли это? Профессор Новиков предложил издать «черные страницы омской демократии», поместив там перечень всех нарушений избирательной кампании, чтобы каждый желающий мог с ними ознакомиться.
Казус Кокорина
По мнению руководителя омского ГЭПИЦентра-2 Вадима Дрягина, голосование было случайным и никакой особой закономерности не выявило. В Омске, считает Вадим Вячеславович, действительно наступила пора серьезного строительства региональных политических объединений, не копирующих московские, которые обычно строятся под конкретного человека. Примечательно, что омская КПРФ могла бы оказаться очень интересной политической силой, если бы не ее идеологическая преданность амбициозным столичным лидерам. «Результаты голосования наглядно показали, что омский избиратель деполитизирован и не разбирается в существующей политической палитре, — уверен Вадим Дрягин. — Если мы хотим осознанных выборов, необходимо создание политических институтов, тех же клубов с хорошей политической культурой. Тогда избирателю легче будет размышлять и делать осознанный выбор».
Отмечено было, что впервые, пожалуй, представители демократических партий сумели между собой договориться, не растаскивая голоса друг друга. По мнению председателя омского регионального отделения Союза правых сил Николая Ефимкина, во многом «победу коммунистов обеспечили демократы», оттягивая голоса у кандидатов партии власти. Так, перед выборами предприниматели проанализировали расклад сил в избирательном округе №16, где соревновались за голоса горожан Светлана Андрушко и Валерий Ко-корин. Торговый люд пришел к выводу, что выбор следует делать в пользу коммунистки Андрушко. Так отозвались господину Кокорину его недавно построенный «Континент» и неуместное стремление губернской власти отправить куда подальше ярмарку «Торговый город».
Кесарь переключит рычаги
Между тем у главы Омской области есть свое отношение к омскому выбору. На днях губернатор по поводу горсовета заявил буквально: «Естественно, у нас на этот счет будет своя реакция. Мы просто переключим все рычаги управления экономикой, культурой, народным образованием, здравоохранением города Омска на региональную структуру. Пять лет раздирать Омск политическими страстями я никому не дам». Омский губернатор довел до совершенства формулу «кесарю — кесарево, слесарю-слесарево». Новый горсовет главе области не нравится, а стеснять себя мнением населения Леонид Полежаев не привык. «Слесарь» это хорошо знает, а потому все реже идет к избирательной урне. Такие вот игры разума.