Напомню вопрос, предлагаемый к общественному обсуждению: «Согласны ли Вы с тем, что в Омской области земли сельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых территорий, земли лесного и водного фондов не могут быть объектами купли-продажи?» Нет, напрямую преград инициативной группе администрация не чинила. Инициативная группа 31 января 2002 года была даже зарегистрирована постановлением облизбиркома и все последующие ее действия, в том числе сбор подписей граждан, осуществлялся вполне легитимно, в соответствии с регистрационным свидетельством № 1. Не было отказа инициаторам референдума со стороны облизбиркома и в приеме собранных подписей. 16 марта заместителем председателя облизбиркома Н. Кучинской без особых проволочек было принято 2186 подписных листов с 53277 подписями граждан против купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения.
Все началось за шесть дней до выборов в Законодательное собрание. Вот тут-то власть и показала свое истинное лицо. И свое «веское» слово в этом деле еще 11 марта сказало «надежное звено администрации области» — областная прокуратура. Она как будто ждала своего «звездного часа», выступив с протестом на постановление облизбиркома от 31 января 2002 года № 189 «О регистрации инициативной группы граждан на проведении референдума по вопросу купли-продажи земли в Омской области», отыскав в этом документе нарушение закона. И облизбирком 18 марта, то есть за шесть дней до выборов, принимает «нужное» постановленное? Регистрационное свидетельство № 1, выданное инициативной группе, становится недействительным. Вот так, не больше и не меньше. Можно подумать, что у прокурора, облизбиркома раньше не было времени, чтобы выявить эти самые нарушения, принять меры… Делов-то — прежде, чем зарегистрировать инициативную группу и выдать ей свидетельство, облизбиркому надо было, оказывается, направить необходимые документы в Законодательное собрание области. Пустячок — а не сделали вовремя. Но эта «небрежность» как раз в русле поведения всех ветвей областной власти. Зачем высовываться, область и так слыла «красным» регионом. Пусть лучше организаторы референдума походят по судам, хватят лиха. Глядишь, одумаются. К тому времени, возможно, Госдума и федеральный закон об обороте земли сельскохозяйственного назначения примет.
Инициативной группе граждан по проведению консультативного референдума по вопросу купли-продажи земли в Омской области пришлось подавать жалобу в Омский областной суд.
— Хотелось все сделать по уму, приурочить референдум к выборам, чтобы не тратить народные средства на лишнее голосование, — сетует член инициативной группы В. Богдан. -Ведь референдум по инициативе КПРФ и народно-патриотических сил все равно проводить придется, только уже на всероссийском уровне. Однако до наших, омских чиновников мы своевременно достучаться не сумели, и сроки ушли.
Примерно то же самое Василий Богдан заявил и на одном из заседаний областного суда, рассматривавшего жалобу инициативной группы. На что незамедлительно получил ответ секретаря облизбиркома Н. Коноваловой:
— О каких сроках вы, господин Богдан, ведете речь? У вас впереди целая жизнь, успеете провести свой референдум. Что касается подписных листов, то я как должностное лицо, отвечающее за делопроизводство облизбиркома, до выборов их не видела. Не знаю, что у вас принимала заместитель председателя облизбиркома, какие бумаги подписывала…
Еще более ошарашил суд и присутствующих в зале своими высказываниями представитель Законодательного собрания области. По его мнению, ошибки инициаторы проведения референдума стали допускать с первых шагов создания инициативной группы. В ее состав надо было включить не менее двадцати человек, фактически же вошло только десять. Так что инициаторам проведения референдума, как он считает, все придется начинать снова. Законодательное собрание области на уступки не пойдет…
Да где уж там — знаем мы, кто сегодня сидит в Законодательном собрании области и чьи интересы защищает. Из 30 депутатов 25 избраны по велению губернаторской власти, которая спит и видит, кому бы повыгоднее продать омскую землю, заработав себе на этом хорошие дивиденды. Тоже самое можно сказать и об облизбиркоме.
А собственно, кто хочет сегодня в России и, в частности, у нас в области, чтобы земля сельскохозяйственного назначения стала объектом купли-продажи? Я встречался со многими селянами и большинство из них заявляет решительно: «Купле-продаже земли — нет!» При этом все как один выступают за активный, коллективный труд на ней. А вот чиновники нашей областной администрации, некоторые руководители хозяйств, представители коммерческих структур, крупных компаний типа «Сибнефть», «Оша», совсем другого мнения. Они от беспредела, который сейчас царит в АПК области, уже стригут купоны. «Сибнефть», например, прибрала к рукам такие крупные сельскохозяйственные предприятия, как «Омский бекон», ряд птицефабрик. Немало в ее ведении находятся и сельскохозяйственных земель. Правда, пока на них как будто «хозяйничают» крестьяне, однако на самом деле всем заправляет «Сибнефть». То же самое можно сказать и о фирме «Оша», других заметных и не слишком на сегодняшнем зерновом поле компаниях и фирмах. Дело дошло до того, что «Сибнефть» уже как бы взяла на себя функции управления сельскохозяйственным производством. Свидетельством тому служит совещание руководителей и специалистов районов и хозяйств накануне посевной на базе «Омского бекона». Многие главы районов, директора акционерных обществ за активное «сотрудничество» с «Омским беконом», то бишь «Сибнефтью», были тогда награждены ценными подарками, получив гарантию в том, что им будет оказана материальная и финансовая помощь в проведении таких важных сельскохозяйственных кампаний как посевная и уборка. Вот только непонятно: зачем тогда существует в области Главное управление сельского хозяйства администрации области? И почему кредиты, поступающие из федерального центра, идут не напрямую хозяйствам, а «Омскому бекону», перерабатывающим предприятиям? Что, разве администрация области не может выступить гарантом омских хозяйств? Может, но в нашей области и по всей России все делается так, чтобы бедные становились еще беднее, а богатые богаче, чтобы как можно быстрее организовать куплю-продажу земли.
Однако вернемся в зал заседания областного суда. Как отреагировали на жалобу инициативной группы представители омской Фемиды? Областной суд все-таки отменил пункт 4 постановления облизбиркома № 214 от 18 марта 2002 года (привожу этот пункт постановления облизбиркома дословно: «О принятом решении уведомить граждан, выступающих с инициативой проведения областного референдума и получивших регистрационное свидетельство № 1, предупредив о том, что все действия, предпринятые ими ранее в поддержку проведения областного референдума, после принятия настоящего постановления являются недействительными, а собранные подписи граждан не будут учитываться»). А вот дальнейшие решения областного суда довольно-таки половинчатые. Правда, суд обязал облизбирком направить в Законодательное собрание области документы инициативной группы для рассмотрения. Но вот допустят ли для проверки достоверности представленные на 2186 подписных листах 53277 подписи граждан в поддержку референдума депутаты, этот вопрос пока остается открытым.