ПОСЛЕСЛОВИЕ К СТРАННОМУ ПРАЗДНИКУ

Вот советовал же "управитель дня Меркурия" выпить в этот день, 12 июня, литр подсоленной воды с лимоном - иначе, мол, заноют зубы. Вы сделали так? Я - нет. Между тем празднества по случаю Дня России, которые я посетил, требовали основательной, в стиле языческого бога подготовки

Ну в самом деле. Ощущение некоего дискомфорта почувствовалось уже по ходу торжества в честь выпускников кадетского корпуса и танкового института. Нет, на бравых хлопцев смотреть было приятно, и событие действительно волнующее, и пожелания добра ребятам — самые искренние. Однако складывалось впечатление, что поводом для проведения торжественного церемониала явилась настоятельная потребность в очередной здравице губернатору Полежаеву. Вроде бы дефицита по этой части не наблюдалось, ан нет.

Стоило диктору с пафосом пригласить на трибуну Леонида Константиновича, как оркестр шумно грянул «Славься, славься!..» Последовавшие далее речи тому в унисон. Так, митрополит Феодосии уже за то благодарил губернатора и «досточтимое руководство области», что те предоставили ему «честь стоять на этой трибуне». Пылкое выражение «особой признательности», составившее, так сказать, фундамент торжества, встречено было героем дня с пониманием. Возражений не вызвало.

Мощное развитие получила эта же тема на концерте-манифестации, организованном нашими омскими заединщиками. Спешно сколачиваемая партия, призванная обслуживать властную вертикаль, дала вполне ясное представление о характере взаимоотношений в ней. Наиболее яркую часть публики составили «люди в галстуках и с брюшком» — работники разных официальных городских контор, мобилизованные своим начальством. Наша омская вертикаль всех других вертикальнее! Правда, начало было многообещающим, даже ошеломляющим. Глава Октябрьского округа А. Адабир, руководитель местной организации «Единой России», признав, что «отношение к празднику неоднозначное», тут же решительно, со всей своей принципиальностью пригвоздил к позорному столбу виновника — а это, по его словам, «десять лет разрушительных реформ». Пока остолбеневшая от такой правды-матки чиновная публика приходила в себя, выяснилось, что пламенный оратор имеет в виду реформы «допутинские». Публика облегченно выдохнула.

Больше, однако, никто к опасной черте не приближался. Не утруждая себя поисками оригинальности, ораторы, выходившие к микрофону в паузах между концертными номерами, все более нажимали на проверенную педаль, славя мудрое руководство области и лично знаете кого. Великовозрастные участники манифестации, образовав тем временем кружки по интересам, живо обсуждали профессиональные проблемы, «идущие вместе» молодые пробивали воздушные шары, стайка ЛДПэРовцев махала флагами…

Зря, право же, потешаемся мы над гороскопами… Совет бы пригодился.

Впрочем, даже обладай организаторы этого праздника изысканным чувством меры, недоумение бы оставалось. Люди совестливые неизбежно задаются вопросом: что праздновалось? Удовлетворительного ответа нет в принципе. Спустя годы становится все более очевидным, что принятие декларации о суверенитете России явилось тем выстрелом, что дал старт последующему расчленению державы. Историческая справедливость требует иных формулировок — День скорби, День национального позора… А это, согласитесь, никак не располагает к здравицам и дифирамбам.