У ГОСКОМИССИИ НЕТ ПРЕТЕНЗИЙ К «КОСМОСУ»

За месяц работы члены госкомиссии по расследованию причин ноябрьской аварии американского спутника Quick Bird, запущенного из Плесецка, детально проанализировали всю информацию, поступавшую с борта ракеты-носителя «Космос-ЗМ». И признали, что до выхода ракеты за пределы зоны радиовидимости российских станций слежения и управления все системы «Космоса-ЗМ», выпущенной в производственном объединении «Полет» более 10 лет назад и переданной тогда же Вооруженным Силам, работали нормально. Что произошло потом, пока остается загадкой. Как рассказал один из членов госкомиссии, «большинство стало склоняться к тому, что негативное последствие на ход полета мог оказать американский спутник». Ведь до сих пор так и не известно, был ли аппарат перепрограммирован после того, как по просьбе американской стороны старт был отложен на час. Если программа не менялась, спутник мог начать разворачивать свои антенны и солнечные батареи, еще не отделившись от ракеты, что могло привести к его разрушению и падению.

В результате в акте появилась запись: «Вопрос влияния спутника Quick Bird на ракету «Космос-ЗМ» не может быть рассмотрен, поскольку американская сторона не представила комиссии данные по времени его включения и циклограмме его работы». Впрочем, члены комиссии все же уверены, что ракета-носитель отработала нормально. Ведь в день запуска Quick Bird астрономам из обсерватории Монтевидео (Уругвай) удалось сфотографировать процесс вхождения в атмосферу двух неопознанных объектов. Как выяснилось, это были вторая ступень ракеты и отделившийся от нее спутник. Если разделение произошло, значит, «Космос-ЗМ» свою задачу выполнил.

Но вопросы все же остались. Так, предстоит выяснить, почему организаторы запуска решили обойтись без участия госкомпании «Росвооружение». Неизвестно также, на каких основаниях ракета-носитель «Космос-ЗМ» стоимостью $2,7 млн. была передана Ракетными войсками организатору запуска ЗАО «Пусковые услуги» безвозмездно. Кроме того, также на безвозмездной основе ракетчики готовили «Космос-ЗМ» к пуску, хотя стоимость этих работ составила почти $1,5 млн