Да и с выборами не соскучимся. Потому что это не просто выборы, а сущая ярмарка тщеславия, парад амбиций, политическая коррида, КВН и «Смехопанорама» вместе взятые.
Мы еще не отошли от мартовских выборов в Омский Горсовет и Законодательное Собрание области. Суды еще не рассмотрели все иски участников предвыборной гонки друг к другу по защите чести и достоинства. В течение более чем четырех месяцев Горсовет все еще не может избрать себе председателя и начать плодотворную работу. А впереди маячат все новые и новые выборы. Более чем за год до выборов в Госдуму мы уже видим на экранах центрального телевидения саморекламные выступления либерала и демократа воочию зрели Владимира Вольфовича в Омске.
С большим интересом мы следим за массовой гонкой претендентов на пост губернатора Красноярского края. Их там аж пятнадцать. С немного меньшим — за подготовкой к дополнительным выборам депутата Госдумы по 130-му избирательному округу у нас, в Омске. Попытаемся хотя бы немножко подогреть этот интерес.
Выборы депутата Госдумы вместо трагически погибшего весной Александра Веретено вышли на финишную прямую. В конце прошлой недели окружная избирательная комиссия закончила регистрацию кандидатов. Поначалу желание баллотироваться изъявили семеро омичей, на предвыборный старт вышло четверо. Это председатель регионального отделения Союза правых сил Николай Ефимкин, временно не работающий Александр Коротков, генеральный директор компании «Оша» Владимир Веретено, старший брат Александра Веретено, и морской пенсионер Иван Бельский.
Трое из них — люди в Омске заметные, поэтому у нас в редакционном досье накопилось немало интересных материалов, способных более объемно представить их читателям. Все эти материалы в свое время получили огласку в различных средствах массовой информации, поэтому редакция не претендует на первенство, а просто использует их как информацию к размышлению.
Представим кандидатов в порядке их регистрации.
«ТО ОН БЕЛЫЙ И ПУШИСТЫЙ…»
Николай Александрович Ефимкин попал, как говорится, из огня да в полымя. Уточним: добровольно. Ветеран избирательных кампаний, для которого, как для спортсмена-олимпийца, главное не победа, а участие, весной он баллотировался кандидатом в депутаты Законодательного Собрания области по Кировскому избирательному округу №16 и в Горсовет по Советскому избирательному округу № 4. Неудачно. На пути в Горсовет сошел с дистанции, в Законодательное Собрание набрал 7,08 процента голосов. Зато в памяти своих потенциальных избирателей оставил неизгладимое впечатление в виде агитационных листовок. Вот несколько из них. Под эмблемой Союза правых сил Николай Александрович подает себя избирателям так:
«То он белый и пушистый,
То колючий и ершистый.
Человек и гражданин,
Настоящий семьянин!»
Все мы, конечно, человеки, в том числе и граждане, все бываем пушистыми и ершистыми, но не все претендуем.
У лидера регионального отделения СПС есть весомые претензии. По его утверждению, он знает, как пополнить областной бюджет, умеет отстаивать интересы омичей, решать их проблемы, писать и принимать нужные им законы.
Он за службу в армии по призыву 6 месяцев, заработную плату омичам не менее 5000 рублей, пенсию не менее 3000 рублей, да еще за независимость средств массовой информации. А кто против? Мы все «за», но где взять деньги? Ах да, Николай Александрович знает, как пополнить областной бюджет, да вот жаль только, не прошел в областные законодатели, которые утверждают доходную часть этого главного финансового документа области.
А еще Николай Ефимкин известен как активный борец за отмену местного закона о налоге на вмененный доход и противник переноса ярмарки «Торговый город» в другое место.
Более четверти века назад Николай Ефимкин стал на стезю профессионального служения трудящимся омичам, более десяти лет был инструктором, завотделом и управляющим делами Облсовпрофа. Ас 1991 года, когда в устоявшейся трудовой деятельности омичей все перевернулось и перекорежилось, начались приватизация и массовая безработица, он ушел в предприниматели.
В последние два года и по настоящее время он директор по связям с общественностью ЗАО «Омскстроймонолит». Если объяснить попроще для несведущих читателей -это что-то вроде пресс-секретаря при генеральном директоре. Но в рамках «строймонолита» Николай Ефимкин не замыкается. Как «человек и гражданин» несет большую общественную нагрузку, кроме местного лидерства в СПС он еще президент Союза содействия работникам торговли г. Омска и Омской области, председатель КТОСа поселка «Левобережный», член общественно-консультативного Совета при губернаторе Омской области.
Близость к региональной и местной властям Николай Ефимкин в своих агитационных предвыборных материалах подчеркивает особенно. В ряде листовок он воспроизводит образец Почетной грамоты Администрации области, которой удостоен за большой вклад в развитие торговли и общественного питания, и благодарственное письмо главы городского самоуправления г. Омска по случаю Дня работников торговли, врученное ему в прошлом году.
О других местных и правительственных наградах Николая Ефимкина в агитационной литературе не упоминается. По крайней мере, редакция такими фактами не располагает. А еще Николай Ефимкин охотно демонстрирует снимки, где он запечатлен вместе с вышестоящими лидерами СПС — Немцовым, Хакамадой и другими, Правда, снимка с Гайдаром мы не нашли. С Чубайсом тоже.
Вот, пожалуй, пока и все, что мы можем рассказать читателям. Остальное Николай Ефимкин дополнит в ближайшие дни и недели в ходе предвыборной гонки.
Остается добавить, что в окружную избирательную комиссию он представил не подписные листы в свою поддержку, а согласно положению о выборах депутатов Госдумы внес залог в размере 100 тысяч рублей. Эта норма, кстати, в нашем регионе практически не применялась, Оно, конечно, понятно. Минимальное количество подписей по 130-му избирательному округу — 5126. На их сбор могло уйти еще больше тысяч, а так одна подпись обошлась всего 20 рублей. Для СПС, партии предпринимателей, сумма небольшая.
«ТО ВЗЛЕТ, ТО ПОСАДКА…»
Второй кандидат в депутаты Госдумы Александр Петрович Коротков в последние два года стал героем многочисленных публикаций в газетах оппозиционного толка. Причем детективного жанра — с арестами, задержаниями, федеральными розысками, вызовами на допросы и прочими приключениями. Из разряда преуспевающих высокопоставленных чиновников — вице-губернатора — он в один час превратился во временно не работающего.
А как хорошо все начиналось! Какой взлет был! Выпускник Московского авиационного института Александр Коротков распределен в Омск, в моторостроительное бюро. Мастер участка, где изготавливаются двигатели к крылатым ракетам. Как тут не окрылишься. Потом старший инженер-технолог. Потом все выше, и выше, и выше. Инструктор райкома, горкома КПСС, заместитель секретаря парткома завода имени Баранова. Потом еще выше — обком КПСС.
И вдруг Александр Петрович осознанно направляет полет своей карьеры в глубокое пике. На излете КПСС в 1988 году начинает вслух негативно отзываться о политике партии, обвиняет ее в развале военно-промышленного комплекса.
В обкоме партии такого не терпели, и Александр Петрович оказался за его бортом, стал рядовым сотрудником планово-экономического управления облисполкома.
Из пике Александр Петрович вырулил и снова начал набирать высоту. Становится завотделом промышленности, транспорта, связи, науки, межхозяйственной кооперации, новых производственных отношений и развития производительных сил ГлавПЭУ. Вот какой простор! И небо голубое. Зреют перемены в политике, и в экономике вот-вот начнутся. И начались. И снова все выше, и выше, и выше. Вот уже Александр Петрович возглавляет кредитный отдел Омского филиала Союзпрофбанка, потом Омское отделение Авиабанка. Потом взлетает до должности начальника областного финансового Управления, заместителя главы Администрации области. По старым партийным меркам -это положение секретаря обкома КПСС. Потом учеба в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Казалось бы… Но…
Александр Петрович во второй раз сознательно уходит в пике. В интервью одной из оппозиционных газет подвергает резкой критике родную Администрацию. Редакция не располагает достоверными данными, насколько объективна критика Александра Петровича, а также оставляет в стороне вопрос, почему он не смог объясниться с коллегами по Администрации по поводу своих мнений и сомнений, а апеллировал к оппозиционной прессе? Может быть, это был продуманный с его стороны ход, так сказать, упреждающий укол. Ведь говорят, что лучшая защита — это нападение.
Дело в том, что к тому времени у правоохранительных органов к Александру Петровичу возник ряд вопросов, касающихся его работы в Авиабанке. Закон, он ведь один для всех, и все мы под ним ходим, хоть рядовой кассир, хоть управляющий отделением банка, хоть заместитель главы Администрации.
Как бы там ни было, а колесо завертелось. Последовали вызовы Александра Петровича на допросы, увольнение его с должности вице-губернатора, его обращение в суд на предмет восстановления на прежней работе и так далее, и тому подобные ситуации, достойные не только журналистского, но и писательского пера. Уж слишком круто завернулся жизненный сюжет у Александра Петровича. Он попал в анекдотическую ситуацию, кстати, созданную им самим, а средства массовой информации так ее раздули, что уже никто не разберет: «то ли у него шапку украли, то ли он шапку украл». Вдаваться в эту ситуацию мы не намерены, а со своими будущими избирателями Александр Петрович объяснится сам в ходе предвыборной кампании. Для него это тоже не первая попытка выйти в самостоятельное политическое плавание. Так что он тоже кандидат со стажем.
Кто знает, может, это будет третий взлет Александра Короткова.
Кстати, временно не работающий Коротков подписи в свою поддержку также собирать не стал, а внес задаток — 100 тысяч рублей.
БРАТ ЗА БРАТА
Владимира Константиновича Веретено особо представлять не стоит. Он уже дважды участвовал в выборах в Законодательное Собрание области. Оба раза успешно. Так что публикаций и его публичных выступлений было немало.
Братья Веретено пришли в свой бизнес, как говорится, вовремя. В начале 90-х годов в Омске сложилось так, что винно-водочные предприятия были загружены на 30 — 40 процентов, и не потому, что не могли и не умели работать, а потому, что область заполонил завозной водочный товар. Сначала зарубежный «Роял» и прочий суррогат под красочными этикетками, потом липовые, подпольного изготовления напитки из ближнего зарубежья. А поскольку «левые», то, значит, дешевые, но некачественные. Сколько мужиков им потравилось, и не счесть. Надо было брать ситуацию под контроль.
Постепенно «левый» суррогат был вытеснен с омского рынка, спрос получила своя водка, качественная и не такая уж дорогая. От этого выиграли все: мужики больше не травятся, созданы новые рабочие места, в областной бюджет пошли новые налоговые сборы.
У «Оши» есть, конечно, противники, недоброжелатели и критики. Их главный упрек: «Оша» спаивает народ. Но на борьбе с пьянством и алкоголизмом мы уже обожглись. Компартии, она, можно сказать, стоила авторитета да и существования. А запретами, сокращениями производства винно-водочных изделий поголовной трезвости не добьешься. Это уже доказано не единожды.
В конце концов жаждущие мужики всегда выход найдут, они ж из табуретки самогон гнать умеют.
Владимир Веретено, в отличие от других кандидатов в депутаты, собрал в свою поддержку 5895 подписей. А ведь мог бы легко внести и залог. Годовой оборот его «ЧП В. К. Веретено» (не компании «Оша», а только частного предприятия) составляет без малого 300 миллионов рублей, это заявлено в его декларации.
ПРЕЦЕДЕНТ ЕСТЬ…
Четвертый кандидат в депутаты Госдумы по 130-му избирательному округу Иван Федорович Вольский редакции мало известен. Единственное, что мы знаем: он бывший моряк, сейчас на пенсии, возглавляет общественную организацию «Омское морское собрание». В Омске в свое время п