"ОМСКРАНСМАШ" БАНКРОТЯТ. РАБОЧИМ ВО БЛАГО

«ОМСКРАНСМАШ» БАНКРОТЯТ. РАБОЧИМ ВО БЛАГО

По решению Арбитражного суда на Заводе транспортного машиностроения началась процедура банкротства. Для предприятия это единственная возможность, освободившись временно от долгового бремени, провести реструктуризацию производства и начать работать в нормальном режиме

После окончательного решения Минобороны сосредоточить выпуск бронемашин в Нижнем Тагиле омские танкостроители лишились даже теоретической надежды на госзаказ. Безуспешными оказались и их попытки пробиться на мировой рынок — Т-80У, оснащенный турбинным двигателем и по маневренности не имеющий аналогов в своем классе бронемашин, стоит слишком дорого, и третьи страны предпочитают закупать либо танки стран НАТО, либо нижнетагильские Т-90 или харьковские Т-84, Потеряв рынок для своей основной продукции, «Омсктрансмаш» автоматически оказался в долговой яме.

Все последние годы руководство области усиленно искало варианты сохранения предприятия. В мае в его судьбе забрезжил свет — корпорация «МегаТрансКор», поставляющая вагоны и вагонное оборудование для железной дороги, решила открыть на базе «Трансмаша» завод по их производству. Планировалось, что на первом этапе «Мега-ТрансКор» вложит в модернизацию завода 18 миллионов долларов. А общая сумма инвестиций, необходимых для выхода предприятия на полный производственный цикл, составит 50 миллионов долларов. Однако еще тогда гендиректор «МегаТрансКора» Михаил Кофлер признавался, что весьма смущен долговыми обязательствами «Омсктрансмаша» и его взаимоотношениями с кредиторами и эту проблему необходимо будет решать прежде всего.

Сегодня долги «Трансмаша» вплотную приблизились к миллиарду, из которого почти половина приходится на задолженность бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам. Долги по зарплате составляют около 80 миллионов рублей. В августе-сентябре завод был полностью обесточен «Омскэнерго», затем терпение энергетиков, которым «Омсктрансмаш» задолжал 32 млн. руб., лопнуло, и они подали иск в Арбитражный суд с требованием признать его банкротом. 26 сентября суд объявил о начале процедуры банкротства и назначил временным управляющим московского специалиста в этой Области Владимира Харитонова.

Сейчас временный управляющий занимается анализом финансовою состояния завода, обеспечением сохранности имущества и подготовкой собрания кредиторов, которое должно состояться в последней декаде ноября. Главная же задача в том, чтобы запустить производство комплектующих для железнодорожных вагонов и колесных тракторов типа «Беларусь» и сохранить трудовой коллектив. Надо сказать, для рабочих банкротство будет только благом, так как позволит заморозить долги, привлечь инвестиции и начать финансовое оздоровление предприятия, сопровождая его выплатой задолженности по зарплате. Неделю назад временный управляющий, гендиректор «Трансмаша», представители профсоюза и стратегического инвестора — «МегаТрансКора» подписали соглашение о безусловной выплате текущей зарплаты и погашении долгов по невыплаченной согласно утвержденному графику.

По словам Владимира Харитонова, речь не идет о дроблении предприятия «МегаТрансКор» подготовил программу развития завода, которая предусматривает различные направления. Это машинно-тракторное производство, выпуск запчастей для вагонного оборудования, деревообработка. Не исключена и работа по военным заказам. Танкостроители рассчитывают получить от «Росвооружения» заказ на ремонт бронетехники, поставленной в третьи страны еще в советские времена. Сейчас на «Трансмаше» находится венгерская делегация, которая намерена заказать 12 тракторов дополнительно к 60, уже изготовленным для Венгрии в этом году, и 350 на будущий год. Комплекты для сборки 50 тракторов МТЗ ожидаются из Белоруссии, которая согласна начать их совместное производство в Омске.

Многомиллионные долларовые инвестиций «Трансмашу» пока, видимо, не светят. «МегаТрансКор» говорит лишь о вложении 50-60 млн. руб. в оборотные средства и на погашение долгов по зарплате. На предстоящем собрании кредиторов стратегический инвестор намерен, по словам Владимира Харитонова, решить вопрос о реструктуризации долгов перед бюджетом и их скупке у банков — Сбербанка, Омскпромстройбанка и находящегося в стадии ликвидации Инкомбанка. Хорошим подспорьем для «Трансмаша» стало бы и получение дебиторской задолженности, в первую очередь порядка 40 млн. руб. от Минобороны, чьи долги министр финансов Алексей Кудрин обещал президенту погасить в ближайшее время.

«МегаТрансКор» как стратегический инвестор возражает против введения конкурсного производства, что автоматически означает распродажу имущества «Трансмаша», и будет предлагать кредиторам проголосовать за внешнее управление. В этом случае можно получить до 18 месяцев отсрочки по уплате долгов и начать реальное, финансовое оздоровление предприятии. Окончательное слово за Арбитражным судом. Его заседание назначено на 10 декабря.