После окончательного решения Минобороны сосредоточить выпуск бронемашин в Нижнем Тагиле омские танкостроители лишились даже теоретической надежды на госзаказ. Безуспешными оказались и их попытки пробиться на мировой рынок — Т-80У, оснащенный турбинным двигателем и по маневренности не имеющий аналогов в своем классе бронемашин, стоит слишком дорого, и третьи страны предпочитают закупать либо танки стран НАТО, либо нижнетагильские Т-90 или харьковские Т-84, Потеряв рынок для своей основной продукции, «Омсктрансмаш» автоматически оказался в долговой яме.
Все последние годы руководство области усиленно искало варианты сохранения предприятия. В мае в его судьбе забрезжил свет — корпорация «МегаТрансКор», поставляющая вагоны и вагонное оборудование для железной дороги, решила открыть на базе «Трансмаша» завод по их производству. Планировалось, что на первом этапе «Мега-ТрансКор» вложит в модернизацию завода 18 миллионов долларов. А общая сумма инвестиций, необходимых для выхода предприятия на полный производственный цикл, составит 50 миллионов долларов. Однако еще тогда гендиректор «МегаТрансКора» Михаил Кофлер признавался, что весьма смущен долговыми обязательствами «Омсктрансмаша» и его взаимоотношениями с кредиторами и эту проблему необходимо будет решать прежде всего.
Сегодня долги «Трансмаша» вплотную приблизились к миллиарду, из которого почти половина приходится на задолженность бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам. Долги по зарплате составляют около 80 миллионов рублей. В августе-сентябре завод был полностью обесточен «Омскэнерго», затем терпение энергетиков, которым «Омсктрансмаш» задолжал 32 млн. руб., лопнуло, и они подали иск в Арбитражный суд с требованием признать его банкротом. 26 сентября суд объявил о начале процедуры банкротства и назначил временным управляющим московского специалиста в этой Области Владимира Харитонова.
Сейчас временный управляющий занимается анализом финансовою состояния завода, обеспечением сохранности имущества и подготовкой собрания кредиторов, которое должно состояться в последней декаде ноября. Главная же задача в том, чтобы запустить производство комплектующих для железнодорожных вагонов и колесных тракторов типа «Беларусь» и сохранить трудовой коллектив. Надо сказать, для рабочих банкротство будет только благом, так как позволит заморозить долги, привлечь инвестиции и начать финансовое оздоровление предприятия, сопровождая его выплатой задолженности по зарплате. Неделю назад временный управляющий, гендиректор «Трансмаша», представители профсоюза и стратегического инвестора — «МегаТрансКора» подписали соглашение о безусловной выплате текущей зарплаты и погашении долгов по невыплаченной согласно утвержденному графику.
По словам Владимира Харитонова, речь не идет о дроблении предприятия «МегаТрансКор» подготовил программу развития завода, которая предусматривает различные направления. Это машинно-тракторное производство, выпуск запчастей для вагонного оборудования, деревообработка. Не исключена и работа по военным заказам. Танкостроители рассчитывают получить от «Росвооружения» заказ на ремонт бронетехники, поставленной в третьи страны еще в советские времена. Сейчас на «Трансмаше» находится венгерская делегация, которая намерена заказать 12 тракторов дополнительно к 60, уже изготовленным для Венгрии в этом году, и 350 на будущий год. Комплекты для сборки 50 тракторов МТЗ ожидаются из Белоруссии, которая согласна начать их совместное производство в Омске.
Многомиллионные долларовые инвестиций «Трансмашу» пока, видимо, не светят. «МегаТрансКор» говорит лишь о вложении 50-60 млн. руб. в оборотные средства и на погашение долгов по зарплате. На предстоящем собрании кредиторов стратегический инвестор намерен, по словам Владимира Харитонова, решить вопрос о реструктуризации долгов перед бюджетом и их скупке у банков — Сбербанка, Омскпромстройбанка и находящегося в стадии ликвидации Инкомбанка. Хорошим подспорьем для «Трансмаша» стало бы и получение дебиторской задолженности, в первую очередь порядка 40 млн. руб. от Минобороны, чьи долги министр финансов Алексей Кудрин обещал президенту погасить в ближайшее время.
«МегаТрансКор» как стратегический инвестор возражает против введения конкурсного производства, что автоматически означает распродажу имущества «Трансмаша», и будет предлагать кредиторам проголосовать за внешнее управление. В этом случае можно получить до 18 месяцев отсрочки по уплате долгов и начать реальное, финансовое оздоровление предприятии. Окончательное слово за Арбитражным судом. Его заседание назначено на 10 декабря.