Кандидат Ефимкин утверждает, что всему виной государственные средства массовой информации. Кандидат Коротков обвиняет членов всех избирательных комиссий, заявляет о попытке фальсификации итогов выборов.
Это мнение одной стороны выборного процесса. Оно озвучено на пресс-конференциях и обнародовано в левой печати. Мы решили выслушать и другую сторону и обратились к председателю Областной избирательной комиссии А. И. Кушнареву.
— Александр Иванович, в газете народно-патриотических сил кандидат в депутаты Госдумы Коротков разбросал груду камней по огородам избирательных комиссий всех уровней.
Эти выборы не состоялись, но впереди новые. Самое время собирать камни, очищать от них избирательное поле, чтобы у омичей не оставалось каких-то сомнений. Итак, первый камень. Цитирую, кандидата Короткова: «…выборы нужны. Но так, как они проходят, это, конечно, никакая не демократия, а исполнение воли местных властей… нужно… менять руководителей всех избирательных комиссий — участковых, территориальных и окружных».
— Нет, это не камень, а плевок в сторону более чем 250 председателей участковых, территориальных и окружных комиссий, а так же их заместителей и секретарей. А всего Александр Петрович обвиняет в бесчестности, сговоре, подтасовках и других грехах 765 человек.
— Судя по следующей фразе, намного больше. «Я, например, убежден, что мэр был избран благодаря тому, что большинство проголосовало ногами, а вместо них вбросили нужное количество бюллетеней», — заявляет кандидат Короткое. В довыборах депутата Госдумы по 130 избирательному округу участвовали жители Кировского, Советского и части Центрального округов, а в выборе мэра — все омичи. Выходит, кандидат Короткое ополчился на всех, всех, всех организаторов избирательного процесса.
— Не буду судить Александра Петровича, пусть это останется на его совести. Скажу главное: вбросить какое-то количество бюллетеней ни практически. ни теоретически невозможно, За семь лет работы в Областной избирательной комиссии я не помню ни одного случая вброса «левых» бюллетеней, Таких фактов просто не выявлено.
— А вот «Омское время» вместе с кандидатом Коротковым утверждает обратное: «…Властям не хватило бы даже тех предположительно 30 тысяч голосов, приготовленных для вброса…» Мы дико извиняемся за то, что вынуждены цитировать эту и другие языковые вольности автора. Конечно же, голоса отдают, а бюллетени вбрасывают, но что это за предположительная цифра?
— Скорее всего, она от лукавого, вернее, от лукавства тех. кто ее называет. Здесь следует напомнить установленный порядок.
Голосование проводится по спискам избирателей. Они составляются по месту жительства. В день голосования бюллетени выдаются по паспорту избирателя, под его личную подпись. Делается это членами избирательной комиссии открыто, на виду у десятков наблюдателей от всех кандидатов в депутаты, а также от тех партий и объединений, которые имеют фракции в Госдуме.
— Кстати, кандидат Короткое в своем интервью «Омскому времени» благодарит коммунистов за то, что они предоставили ему на участки наблюдателей.
Обвиняя членов избирательных комиссий в том, что они вбросили «левые» бюллетени при выборах мэра, Александр Петрович обвиняет и всех наблюдателей, в том числе и от КПРФ.
Для того чтобы вбросить какое-то количество «левых» бюллетеней в урны, надо чтобы вся избирательная комиссия вошла в сговор, А ведь в каждой избирательной комиссии также есть члены, делегированные от разных партий. Конечно же, такой сговор невозможен.
И еще. Все бланки бюллетеней передаются из типографии в областную избирательную комиссию по счету и по акту в присутствии наблюдателей от кандидатов в депутаты. Такой же порядок их передачи в окружную и участковые комиссии. Вот тут для Александра Петровича и для всех избирателей не лишним будет объяснить, что есть два понятия — бланк избирательного бюллетеня и сам бюллетень. Это, как говорится, две большие разницы. Типография по заказу Областной избирательной комиссии изготавливает бланки бюллетеней по установленной форме и с указанием фамилий кандидатов. С резервом, конечно. Эти бланки становятся бюллетенями, пригодными для голосования, только после тою как на них будут постелены печать избирательной комиссии и две подписи ее членов.
Так что подготовить 30 тысяч -левых- бюллетеней под бдительным оком настроенных наблюдателей практически невозможно.
— Александр Иванович, прокомментируйте такую цитату экс-кандидата:
«…Буквально с утра в день голосования в Центральной территориальной комиссии удалось обнаружить 2300 погашенных бюллетеней, что уже нарушение закона, так как бюллетени должны гаситься после голосования».
— Вот тут Александр Петрович и путает два понятия: бланк и бюллетень. Действительно, согласно установленному порядку в избирательных комиссиях создается резерв бланков бюллетеней. Все может произойти за день и ночь до голосования: пожар, землетрясение, другие катаклизмы. Если ничего подобного не произошло и утром началось голосование, эти резервные бланки гасятся, то есть у них обрубается уголок. И все. Это по закону.
— А вот еще одно утверждение бывшего кандидата: «Первый звонок прозвенел еще накануне, 27 сентября, когда стало известно, что напечатано очень много открепительных талонов… Мы поняли, что по этим нескольким тысячам талонов группы определенных людей могут проголосовать дважды, а то и трижды».
— Во-первых, открепительных талонов не существует, есть открепительные удостоверения. Это бланки строгой отчетности и печатаются они не на территории Омской области. Их нам высылает Центральная избирательная комиссия, исходя из числа избирателей. Откуда Александру Петровичу «прозвенел звонок» про очень много напечатанных талонов, неизвестно.
Во-вторых, при выдаче открепительного удостоверения в списках избирателей делается отметка. После голосования на новом участке у избирателя это удостоверение изымается. Поэтому дважды, а тем более трижды, проголосовать ни один, ни группы отдельных избирателей по открепительным удостоверениям не могут. Могут дать Александру Петровичу информацию: всего на 508 тысяч избирателей 130 округа было выдано 276 открепительных удостоверений, что и отражено в протоколах.
— Александр Иванович, у кандидата есть и еще одно подозрение, он пишет: «Накануне выборов, только в тех районах города, которые голосовали, по домам ходили сотрудники милиции и выясняли, у кого паспорт на прописке, у кого на обмене, живет человек или не живет, и составляли какие-то списки. Стало ясно, что готовится какая-то акция». Что же это готовилось?
— Да, ходили. По просьбе Облизбиркома. Дело в том что сейчас идет интенсивный обмен паспортов. Очень многие избиратели сдали их в паспортно-визовые службы. Из-за нехватки бланков новых паспортов обмен затягивается, а людям надо голосовать. Значит, надо или паспорт на время голосования избирателю вернуть, или взамен него выдать соответствующую справку. А многие ли избиратели вспомнят и позаботятся своевременно об этом? Вот мы и обратились в УВД с просьбой помочь. Более того, чтобы избиратели могли реализовать свое право, по нашей просьбе была организована работа паспортно-визовых служб на 130 избирательном округе накануне в субботу и воскресенье в день голосования. Вот и вся акция.
Александр Петрович может сомневаться. Это его право. Может чего-то не знать, с кем не бывает. Но это не повод для огульного, несостоятельного и оскорбительного обвинения и членов избирательных комиссий, и сотрудников милиции и всех, всех, всех. Тем более что в ходе предвыборной кампании он был частым гостем Облизбиркома. Мы подолгу беседовали с ним °за жизнь», в том числе и «за выборы». Мог бы и спросить, если чего не понимал, мы бы ему все объяснили, предоставили бы все избирательные законы и документы. Но не спросил. Наверное, забыл, а теперь вот хватился…
— Конечно, бывает, что человек что-то забывает, чего-то вообще не знает. Но зачем же вводить избирателей в заблуждение?
— Без комментариев. Поскольку это уже политика. А для членов Областной, как и всех других избирательных комиссий, представители всех партий и политических воззрений равны.
— Спасибо, Александр Иванович, за беседу.