Омское машиностроительное конструкторское бюро в прошлом месяце отметило свой 55-летний юбилей. Тогда в местной печатной и электронной прессе (в том числе и в нашей газете) много было сказано добрых слов в адрес руководителей, ветеранов, всего замечательного трудового коллектива. Одного из немногих в нашем городе, который сумел выжить в условиях затеянных «демократами» гибельных реформ, а в последние годы добиться устойчивого роста производства и реализации своей высокоточной продукции. Свидетельства тому — звание лидера российской экономики, различные международные знаки и награды предприятия.
Успехи конструкторов стали все больше раздражать их завистливых соседей и конкурентов на рынке авиатехники — из ОАО «Омский агрегатный завод». И вот едва завершились юбилейные торжества, как над ОМКБ стали сгущаться тучи. Вместо укрепления деловых связей, поиска компромиссов бывшие партнеры решили прибегнуть к ставшему в последнее время привычным методу наглых чубайсовских «прихватизаторов» — переделу собственности.
Прежде чем перейти к сути конфликта, заметим, что ОМКБ первым среди предприятий омской «оборонки» было подвергнуто приватизации по ельцинскому Указу от 1 июля 1992 года. И вскоре из государственного полностью превратилось в частное предприятие со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. В итоге сегодня работники МКБ владеют лишь около 20 процентами акций. Примерно такое же количество акций находится в распоряжении «Омскпромстройбанка». А среди других «сторонних» владельцев ценных бумаг самым крупным пакетом акций (около 30 процентов) располагает ООО «Интермоторинвест», учредителями которого являются десятка два физических лиц. Вот через них-то конкуренты и пытаются теперь отстранить нынешнее руководство МКБ, установив над ним свой контроль.
В открытой форме эта борьба развернулась после очередного общего собрания акционеров ОМКБ, состоявшегося в мае текущего года. На нем в соответствии с уставом АО был избран совет директоров из семи членов, четверо из них — работники МКБ, а трое — «сторонние» акционеры. Одновременно на должность генерального директора АО был переизбран Андрей Александрович Кульков, который еще с 1980 года стоит у руля предприятия и пользуется большим авторитетом в коллективе. Но такое решение не устроило троих «сторонних» акционеров, они демонстративно вышли из состава совета директоров, парализовав тем самым его работу. Чтобы как-то выйти из тупика, акционеры МКБ решили созвать внеочередное собрание, наметив его на 6 сентября.
А в это время «прихватизаторы» предприняли очередной деструктивный шаг. Один из владельцев двухпроцентного пакета акций некто Севастьянов (врач по профессии) подал заявление в Первомайский районный суд, оспаривая решение майского собрания. При этом истцу каким-то образом удалось получить конфиденциальную информацию в ОАО «Омский региональный регистратор» (руководитель Цепкова). В конце июля судья Серкова вынесла определение по этому заявлению, наложив запрет на использование 30-процентного пакета акций ОМКБ, в том числе тех, что принадлежат «Омскпромстройбанку». Оперативно опротестовать это определение суда руководству МКБ не удалось, ибо только с 1 сентября подобные дела были переданы из общих судов в арбитражные суды. Лишь накануне ранее намеченного внеочередного собрания акционеров, на 5 сентября было назначено заседание арбитражного суда, однако оно не состоялось из-за неявки истца — того же г-н Севастьяно.
Этим-то и воспользовались инициаторы передела собственности. 6 сентября они пришли на внеочередное собрание акционеров ОМКБ. А чтобы добиться необходимого кворума (более 50 процентов голосующих акций), незаконно засчитали в число участников собрания и отсутствовавших акционеров МКБ, воспользовавшись их заранее оформленными доверенностями. Подчеркнем, ни одного акционера-работника МКБ на этом собрании не было, однако их голосующие акции организаторы использовали для того, чтобы придать видимость законности принятых на нем решений. Категорически не соглашаясь с этим, десятки акционеров предприятия написали заявления в три адреса: ОАО «Омский региональный регистратор», Омское отделение федеральной комиссии по ценным бумагам и прокуратуру Центрального округа, требуя признать собрание 6 сентября неправомочным, а его решения — не имеющим силу. Но пока никакой реакции на это не последовало.
Действуя таким вот образом, «прихватизаторы» избрали новый совет директоров, не включив в него ни одного работника МКБ. На этом неправомочном собрании был избран и новый генеральный директор предприятия — г-н Мирошников, который в советские времена был здесь секретарем парткома, а затем быстро перекрасился, став ярым «демократом-рыночником». Этот-то бывший товарищ спустя пару дней и появился на проходной МКБ, требуя доступа в «свой» директорский кабинет, однако получил, как говорится, от ворот поворот. Но натиск продолжился.
Можно понять, какое теперь настроение царит в трудовом коллективе МКБ. Люди чувствуют, что их пытаются обмануть, передать в подчинение каких-то неизвестных и вряд ли компетентных в сложных научно-производственных делах лиц, однако в нынешнее смутное время не так-то легко отстоять свои законные права. Сегодня бал в государстве правят сильные мира сего — олигархи и их подручные.
— Мы сейчас находимся в состоянии глухой обороны, не имеем возможности через суд добиться справедливого решения, так как не получили ни протокол того самого неправомочного собрания акционеров, ни другие необходимые документы, — говорит генеральный директор, он же главный конструктор ОМКБ А.А. Кульков.
— Нас удивляет поведение руководства вроде бы «нейтральной» организации — ОАО «Омский региональный регистр», — добавляет его заместитель по экономическим вопросам Л.Г. Штеренберг. — На упомянутом собрании его организаторы незаконно зарегистрировали для создания кворума более 6 процентов наших акций, коллективу нанесен большой моральный ущерб, мы хотим получить всю информацию, однако регистраторы тянут время, не передают нам требуемые документы. Выходит, они тоже выступают на стороне зачинщиков конфликта?..
Много подобных недоуменных вопросов возникает в эти дни у работников МКБ. Тут бы им очень кстати пришлась поддержка руководства области. Это как раз тот случай, когда власть на деле может подтвердить свои постоянно пропагандируемые намерения отстаивать государственные интересы в сфере экономики.
P.S. Пока этот материал готовился к печати, драматические события на МКБ достигли кульминации. Нагрянув в очередной раз на предприятие под прикрытием милиции и судебного пристава самозваный гендиректор г-н Мирошников сумел-таки занять руководящий кабинет. Произошло это в тот момент, когда законный генеральный директор МКБ А. А. Кульков находился в командировке. Коллективу предприятия теперь остается лишь надеяться на то, что его неотъемлемые права будут подтверждены решением суда.