1 декабря прошлого года заместитель председателя Законодательного собрания (ЗС) Омской области Анатолий ГОЛУБЬ подписал распоряжение № 250-р, регламентирующее порядок допуска в здание ЗС. После появления этого распоряжения омские журналисты потеряли право свободного прохода в здание ЗС по редакционным удостоверениям, которым пользовались ранее. Причем проинформировать об этом новшестве местные СМИ почему-то забыли, в результате журналисты узнавали о новых правилах только при очередном визите, столкнувшись со стражами порядка, которые отказывались пускать в здание ЗС пишущую братию.
Вооружены и очень опасны
В общем-то, ничего страшного не произошло, просто ЗС очередным распоряжением приравняло журналистов к обычным посетителям, которым требуется специальный разовый пропуск для входа в здание ЗС или сопровождающий из числа депутатов и работников ЗС или государственных органов, расположенных на территории ЗС. Определенный резон в этом есть: ну кто такие эти журналисты, чтобы разрешать им свободно шастать по зданию ЗС? К ногтю щелкоперов, хватит, походили свободно до 1 декабря, пора и честь знать. Все бы ничего, только вот разработчики этого документа как-то позабыли, что право свободного доступа в государственные органы и организации, предприятия и учреждения даровано журналистам федеральным Законом «О средствах массовой информации» (статья 47).
Но что для разработчиков распоряжение № 250-р и какой-то там федеральный закон, если они игнорируют даже предыдущие распоряжения председателя ЗС? Вот что гласит пункт 4 распоряжения от 1 декабря: «В дни заседания Законодательного собрания в здание допускаются журналисты по аккредитационным карточкам». А в положении о порядке аккредитации журналистов при ЗС Омской области, утвержденном распоряжением председателя ЗС № 33-р от 7 апреля 1998 года, говорится совсем другое: «Аккредитационная карточка обеспечивает журналисту право свободного прохода в здание ЗС в рабочие дни с 9 до 18 часов ежедневно». Непонятно, какое из распоряжений главнее, но с 1 декабря даже аккредитованных журналистов свободно пропускают в здание только в дни заседаний ЗС. А в остальные дни — извини-подвинься, пожалуйте на общих основаниях.
Когда я попытался выяснить, чем же вызваны такие строгости по отношению к журналистам, Анатолий ГОЛУБЬ объяснил, что новый порядок пропуска установлен для обеспечения безопасности депутатов ЗС и работников госучреждений. Вот оно что, ведь действительно у каждого журналиста в карманах и сумках непременно находятся пистолеты, кастеты, кинжалы, бомбы и прочие опасные игрушки. И, дабы оградить избранников народа от журналистских посягательств, вполне логично просто не пускать матерых журналюг. А в дни заседаний ЗС, видимо, установлен особый надзор за вооруженными до зубов аккредитованными журналистами.
Правда, заведующий общим отделом ЗС Михаил КОМЛИК выдвинул другую версию ограничения допуска журналистов в здание ЗС. Оказывается, сделано это для воспитания чиновников и депутатов. Журналист ведь обычно идет к кому-то по предварительной договоренности, вот, дескать, приглашающая стороны должна позаботиться об оформлении пропуска. А если тот, к кому идет журналист, не позаботился об этом, значит, его надлежит примерно наказать (только вот кому?), и вообще к таким лучше не ходить. Пока же наказали только самих журналистов, заставив их подолгу выстаивать в общей очереди посетителей ЗС к единственному телефону на столе охраны.
Как уважать себя заставить?
Со стороны властных структур в последнее время все более проявляется стремление ограничить права журналистов. В здание областной администрации пока все еще пропускают свободно по журналистским удостоверениям, но поговаривают, что и губернаторском аппарате готовится нечто подобное распоряжению председателя ЗС об упорядочении пропуска в здание обладминистрации. Извечно стремление чиновников «держать и не пущать», ведь гораздо спокойнее работать, когда журналисты либо приручены, либо построены. Мои коллеги из «Омского вестника», которых тоже перестали пропускать в здание ЗС, искренне удивляются, почему это происходит, ведь ЗС является учредителем этого издания. Но искать логику в действиях чиновников — дело неблагодарное, она там и не ночевала.
Если обратиться к Закону о ЗС Омской области, принятому 15 июля 1994 года, то в пункте 6 статьи 18 можно прочитать, что председатель ЗС может издавать распоряжения только по вопросам своей компетенции. В Законе о регламенте ЗС слово «распоряжение» упомянуто пять раз, причем нигде не сказано, что издавать их может заместитель председателя ЗС. Что же такое распоряжение председателя ЗС — нормативный или ненормативный акт. Ненормативный акт в отличие от акта нормативного не содержит в себе общих норм и правил поведения для неопределенного круга лиц. Распоряжение председателя ЗС № 250-р сильно смахивает на нормативный акт, но в ходе судебного разбирательства юристы ЗС постараются доказать, что это распоряжение адресовано только охранникам здания ЗС и является ненормативным актом.
Добиваться отмены ненормативного акта в суде гораздо сложнее, чем нормативного. Однако, поскольку распоряжение председателя ЗС ограничивает законные права журналистов, «КВ» и Ассоциация омских журналистов попытаются его опротестовать в суде. Вряд ли это будет легко сделать, но иного пути защитить свои права просто нет. На официальный запрос в ЗС по поводу нового порядка пропуска журналистов «КВ» получили ответ, из которого следует, что распоряжение № 250-р председателя ЗС вовсе не ущемляет права журналистов. Хотя худой мир лучше доброй ссоры, но, видимо, придется судиться с ЗС по полной программе.
Тот факт, что скандальное распоряжение подписал не сам председатель ЗС Владимир ВАРНАВСКИЙ, а его заместитель Анатолий ГОЛУБЬ, вовсе не свидетельствует о том, что Владимир Алексеевич не в курсе происходящего. В сказку о добром царе и злых боярах могут поверить разве что малые ребятишки, а журналисты прекрасно понимают, что подобное решение одобрено председателем ЗС. Владимир ВАРНАВСКИЙ прислал сотрудницам «КВ» очень теплое поздравление с Международным женским днем, но, право слово, лучше бы он отменил свое распоряжение и вернул нашим журналисткам право свободного прохода в здание ЗС.
Многие чиновники недолюбливают журналистов и отмахиваются от них, как от назойливых мух. Хотелось бы напомнить таким статью 49 Закона о СМИ: «Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг». Кроме журналистов, общественный долг в нашей стране выполняют только судьи, но к ним государство относится куда более внимательно. А журналистам государство в лице ЗС Омской области пока только запретило свободный доступ на свою территорию.