Почти всю минувшую неделю в Омске работала очередная, пятая по счету международная выставка военной техники, технологий и вооружения Сухопутных войск — «ВТТВ-2003». Но ни пышное ее открытие, ни насыщенная программа демонстрации техники и вооружения на полигоне учебного центра ВДВ, ни другие мероприятия не смогли скрыть того факта, что по уровню представительства эта выставка заметно уступала предыдущим.
Нечем было на сей раз губернатору Полежаеву козырнуть перед соседями, той же Свердловской областью где проходит такая же выставка. Несмотря на все попытки, в Омск не приехал ни один более-менее высокопоставленный столичный чиновник, в ранге хотя бы заместителя министра. Да и вряд ли могло быть иначе, ведь правительство России приняло решение о статусе омской ВТТВ лишь в самый последний момент, за две недели до ее открытия.
Пришлось властям довольствоваться теми, кто прибыл: «штатным» организатором подобных смотров -гендиректором Российского агентства по обычным вооружениям Александром Ноздрачевым, еще несколькими второстепенными чиновниками, да летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым, только что вступившим в ряды партии «Единороссов». Он, кстати, в качестве своего рода свадебного генерала уже второй раз приезжает на омскую выставку. Правда уже под занавес «милитари-шоу» губернатору удалось-таки залучить в наш город одну VIP-персону — председателя Госдумы Геннадия Селезнева. То-то подсуетились вокруг него истомившиеся на «безрыбье» журналисты губернских СМИ: целый день этот гость был «гвоздем» эфира.
Вообще, парадность, заданность выставки как одной из важнейших составных частей уже начатой пиар-кампании по перевыборам губернатора бросались в глаза. Ее организаторы настойчиво пытались выдать желаемое за действительное, а явные провалы представить в виде достижений. На пресс-конференции, отвечая на вопрос об эффективности подобных мероприятий, губернатор Полежаев заявил, что таких выставок должно быть больше, однако конкретных цифр затрат на них и полученной затем предприятиями выгоды не назвал. Зато похвастался большим ростом инвестиций (а это в основном кредиты для «Сибнефти» Абрамовича, от которых мало что достается омичам), тем, что на протяжении последних четырех лет омская промышленность ежегодно прирастает на 12 процентов и т.д. Не скупится на славословия по поводу военных выставок и зависимая от властей пресса. Ведущий «12-го канала» даже, не смущаясь, поставил омскую ВТТВ по значимости в международном масштабе в один ряд с… юбилейными торжествами и встречами по случаю 300-летия Санкт-Петербурга.
А что на деле? Действительно ли выставки «дали мощный толчок» развитию омской «оборонки»? Давайте возьмем два крупных предприятия этой отрасли в Омске — объединения «Юмсктрансмаш» и «Полет» — и проследим, что же и в какую сторону изменилось на них со времени проведения первой ВТТВ в 1996 году. Тогда на ней впервые в России демонстрировались «танки XXI века» — Т-80. Машиностроители жили надеждами на перемены к лучшему, на получение крупного экспортного заказа. Однако последний зарубежный контракт «Омострансмаш» выполнил в следующем после выставки 1997 году. Об отечественном оборонном заказе здесь уже давно позабыли. В прошлом году завод объявлен банкротом, его долги кредиторам составляют свыше одного миллиарда рублей. Туманной остается и перспектива по освоению выпуска гражданской продукции — железнодорожных вагонов. Тем не менее, омский Т-80У — «лучший в мире танк» — на ВТТВ-2003 вновь продемонстрировал свои прекрасные боевые качества, а генеральный директор Российского комитета по обычным вооружениям, он же председатель оргкомитета выставки А. Ноздрачев в очередной раз пообещал: мол, контракты на спецтехнику не за горами…
Сложная ситуация сохраняется и в аэрокосмическом объединении «Полет», на территории которого проходили первые выставки. Об устойчивой работе, стабильных заказах здесь тоже говорить не приходится. Намеченная программа по выпуску легких самолетов Ан-3 срывается из-за отсутствия средств у потенциальных заказчиков. Гвоздем предыдущей выставки — «ВТТВ-2001» был самолет Ан-70, в короткий срок восстановленный полетовцами после аварии. Затем им удалось выиграть тендер на серийный выпуск этой машины. Однако до сих пор не поступил госзаказ на Ан-70, а значит, нет и денег из федерального бюджета. График срывается, а в столице между ведомствами затеяли спор: нужно ли вообще в России собирать этот «грузовик». Побывавший на днях в Омске секретарь Совета безопасности РФ В. Рушайло пообещал, что этот вопрос будет решен в правительстве в считанные недели. Теперь же на выставке губернатор Л. Полежаев заявил, что решение по Ан-70 будет принято «наверху» через месяц-полтора. Неужели в столице подгадают выдать «судьбоносный» для «Полета» акт прямо к губернаторским выборам?
Так что улучшения в положении предприятий омской «оборонки» со времени проведения первой ВТТВ что-то не заметно. Напротив, обстановка в ряде коллективов машиностроения ухудшилась. Почти год, например, простоял Сибзавод — один из постоянных участников этой выставки. Драматическую ситуацию, связанную с попыткой захвата предприятия, пришлось пережить коллективу МашКБ, занятому выпуском высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции. Примеры можно продолжить.
Конечно, ситуация в этой отрасли зависит прежде всего от центра, от решений президента, правительства, парламента. Но многое можно сделать и на местах, в регионах Оборонный комплекс Омска, несмотря на разрушительные реформы последнего десятилетия, еще сохранил свой научно-технический потенциал, костяк кадров. Это чувствовалось и по экспозициям нынешней выставки, много интересных образцов представили наши НИИ и КБ, эти «мозговые центры» отрасли. Но в полную ли силу использует их региональная власть? В беседах конструкторы посетовали, что тут упускаются немалые возможности. Администрация, к примеру, могла бы проявить инициативу, чтобы собрать их вместе и выслушать, каким новинкам следует отдать приоритет, что быстрее и эффективнее будет востребовано на рынке? Местная власть могла бы стать и организатором финансовой поддержки наиболее выигрышных, прорывных проектов. Средств для загрузки НИИ и КБ потребуется не так много, зато отдача в производстве будет большая.
Однако пока губернатор и его команда не слишком-то прислушиваются к мнениям специалистов. Потому-то и осуществляются у нас по воле одного лица такие непродуманные, прямо скажем, популистские проекты, как сборка автобусов «Вольво» или «Москвичей-пикапов». Шума по этому поводу было много, а где результаты? Ведь общественность так и остается в неведении, какие суммы, в том числе и из бюджета, были затрачены на эти проекты, какой выигрыш получили от них предприятия, город, область.
Если так пойдет и дальше, то скоро всей мощи «оборонки» будет хватать только на выставочные экспонаты.