Все они подписали с региональной властью договоры об инвестиционных проектах и рассчитывали получать налоговые льготы, как это было и предусмотрено областным законодательством. Однако в конце прошлого и в начале текущего годов депутаты с подачи областной администрации инвестиционные льготы отменили. В том числе для тех предприятий, которые уже вложили немалые деньги в реконструкцию производства, сделав ставку в бизнес-планах на существенную экономию средств. Причем законодатели проголосовали за такую формулировку, которая позволяет налоговикам взыскать с инвесторов всю сумму недоплаченных налогов за прошедшие годы.
Закон обратного действия
Когда выяснилось, что иностранные инвесторы не спешат вкладывать деньги в российскую промышленность, а отечественные предприятия просто не могут этого делать из-за того, что всю прибыль съедают налоги, во многих регионах были приняты законы о поддержке инвестиционной деятельности. Наша область не осталась в стороне: 23 декабря 1997 года в целях поддержания благоприятного инвестиционного климата Законодательное собрание (ЗС) Омской области приняло Закон «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области». Согласно этому закону представлены налоговые льготы для держателей инвестиционных проектов на период реализации и окупаемости проектов.
Всего было подписано 22 инвестиционных соглашения: в 1998-м — 9, 1999-м -9, 2000-м — 4. Одним из самых громких инвестиционных проектов стало производство автобусов «Вольво» Сибирско-Скандинавской автобусной компанией. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, принятый 25 февраля 1999 года, закрепил стабильность прав инвесторов и гарантировал неизменность правового регулирования инвестиционной деятельности в течение, по меньшей мере, семи лет. Казалось, бы инвестируй деньги в реальное производство и радуйся , но не тут-то было.
Не прошло и трех лет существования омских инвестиционных тропиков, как местные законодатели решили установить ледниковый период для любых инвестиций в омскую промышленность. 22 декабря прошлого года ЗС приняло постановление «О Законе Омской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области». Этим постановлением из старого закона была полностью исключена статья «Налоговые льготы», которая гарантировала на период фактической окупаемости инвестиций освобождение на 100% от всех налогов и платежей, зачисляемых в областной и местный бюджеты, а также в территориальный дорожный фонд за исключением подоходного налога, акцизов и налогов с продаж. Также этой статьей было предусмотрено освобождение от 50% всех налогов и платежей, зачисляемых в областной и местный бюджеты и территориальный дорожный фонд, в течение одного года после завершения периода окупаемости инвестиционного проекта.
Чтобы окончательно добить местных инвесторов, 23 января текущую года ЗС приняло постановление «О внесении изменения в постановление ЗС Омской области № 296 от 22 декабря 2000 года «О Законе Омской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области». Пунктом первым этого постановления был исключен пункт 3, которым было предусмотрено, что «настоящий закон не распространяется на держателей инвестиционных проектов, заключивших соглашения (договоры) на инвестиционную деятельность до вступления в силу настоящего закона». А во втором пункте областной администрации предложено прекратить предоставление льгот по заключенным соглашениям.
Вопреки существующему федеральному законодательству и здравому смыслу областному инвестиционному закону ЗС своим постановление придало обратную силу и аннулировало обязанности администрации Омской области и местного самоуправления по уже заключенным инвестиционным соглашениям. Хотя Устав Омской области содержит положение, согласно которому областные законы, устанавливающие новые областные налоги, ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
«Настоящих буйных мало…»
Из принятого ЗС постановления вытекает, что отмена ранее принятых решений может повлечь за собой претензии налоговых органов по взысканию не уплачиваемых по льготам налогов за весь период действия инвестиционных соглашений. То есть у держателей инвестиционных проектов могут потребовать заплатить все, что они годами законно недоплачивали, вкладывая в производство. Это приведет к полному свертыванию всех инвестиционных проектов в нашей области. Однако тут есть закавыка: согласно внесенным поправкам, обязанности администрации области и местного самоуправления по заключениям инвестиционным соглашением прекращаются, поскольку утратили свою законную силу, а вот обязанности держателя проекта остаются в полном соответствии с соглашением.
От отмены налоговых льгот пострадают все держатели инвестиционных проектов, но с исковыми заявлениями в суд обратились только ООО «ЛВЗ «ОША», ЗАО «ПК «ОША», ООО «Омсквинпром» и ЗАО «Полистирол». Остальные решили сдаться на милость областных властей и не судиться с омскими законодателями. Тот факт, что большинство держателей инвестиционных проектов не стало оспаривать постановление ЗС, явно ущемляющее их права, и готово, выполнить любое решение властей, лишь подтверждает, что в нашей области весьма запуганный и осторожный бизнес.
Впрочем «буйные» все же нашлись и добились отмены в суде наиболее одиозных положений нового закона и постановления. Причем в ходе тяжбы объединили свои усилия известные омские юридические фирмы «Правовые технологии», «Стандар-Аудит» и сильная юридическая служба «ОШИ», которым до этого нередко приходилось противостоять друг другу в судах, отстаивая интересы разных клиентов. Но в этот раз противник у них был один — Законодательное собрание, которое фактически отменило инвестиционную деятельность в нашей области.
Есть льготы — нет трансферов
Чем же были вызваны признанные судом недействительными изменения в Закон «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области»? И почему, собственно, ЗС решилось отменить налоговые льготы по инвестиционным проектам, многие из которых еще совсем недавно так рьяно поддерживала областная администрация и лично губернатор? Основной довод ЗС — старая редакция закона противоречила федеральному законодательству, в частности новому Налоговому кодексу, вот и решили привести в соответствие. Но это лишь красивая формулировка: на самом деле федеральный центр решил уменьшить размер трансфертов для Омской области на суммы предоставляемых налоговых льгот. Вот поэтому и было решено пустить под нож омские инвестиционные проекты.
Суд признал необоснованными доводы представителя ЗС о том, что удовлетворение исковых требований повлияет на бюджетные отношения, так как отмена льгот для держателей инвестиционных проектов якобы была учтена при расчете доходной части бюджета области на 2001 год. На самом же деле Закон Омской области «Об областном бюджете на 2001 год » вступил в силу раньше чем ЗС приняло роковые поправки.
Интересной представляется позиция областной прокуратуры: если прокурор отдела Омской областной прокуратуры Оксана СЕМЕНЧУК в своем заключении предлагала удовлетворить исковые требования в части, касающейся вступления оспариваемого Закона Омской области в законную силу, то после вынесения решения областной прокурор Сергей КАЗАКОВ направил кассационный протест на решение Омского областного суда в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ. По мнению областного прокурора, в отмененном судом первом пункте постановления ЗС от 23 января этого года не оговорено, что он будет распространяться на держателей инвестиционных проектов, заключивших соглашение на инвестиционную деятельность до принятия закона от 22 декабря 2000 года, поэтому решение суда в этой части нужно изменить. В общем, пока налоговики не потребовали у держателей инвестиционных проектов платить налоги, по которым им ранее предоставлялась льгота, закон не нарушен.
Оспаривавшие решение ЗС предприятия не стали дожидаться, когда их заставят платить налоги, вопреки инвестиционным соглашениям, и решили уничтожить эту потенциальную возможность в зародыше. В областном суде им удалось выиграть, но ЗС уже подало касационную жалобу на это решение суда в Верховный суд РФ, поэтому предстоит новое разбирательство. Будем надеяться, что Верховный суд не разрушит возродившуюся надежду омских инвесторов завершить свои инвестиционные проекты.