Второй созыв под «мудрым» руководством Полежаева-Варнавского этот закон похоронил и нарвался на судебное разбирательство, которое завершилось поражением депутатов.
Речь о законе «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области» от 22 декабря 1997 года. В соответствии с ним держатели инвестиционных проектов полностью освобождались от всех налогов и платежей, зачисляемых в областной и местный бюджеты, а также в территориальный дорожный фонд за исключением подоходного налога, акцизов и налогов с продаж. Те же льготы, только в 50 процентов, предоставлялись им еще на протяжении года, после наступления окупаемости.
Об этом документе тот же председатель собрания В. Варнавский всегда говорил не иначе как с гордостью. Он неизменно дарил его текст отечественным и иностранным бизнесменам, с которыми встречался. И в самом деле, закон открывал предпринимателям неплохие перспективы. Тем более, что Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемый в форме капитальных вложений» (25 февраля 1999 г.) гарантирует неизменность правового регулирования на этом поле в течение семи лет.
Но это, когда власть ведет честную игру. В Омске правила игры заказывает губернатор, и ход ее нередко зависит от его настроения или каприза, отношения к руководителю той или иной фирмы. С его подачи 22 декабря 2000 года в закон трехлетней давности ЗС вносит изменения и дополнения , которыми исключаются перечисленные выше налоговые льготы. Спустя месяц (23 января с. г.) депутаты принимают постановление о новых изменениях, в соответствии с которыми объявленных ранее льгот лишаются все, кто заключил соглашения на инвестиционную деятельность, поверив закону 1997 года. Таким образом, держатели инвестпроектов в одночасье могут стать злостными неплательщиками налогов в областной и местные бюджеты, поскольку они на законном основании вместо уплаты их вкладывали средства в развитие производства. И налоговые органы теперь как бы вправе потребовать с них возврата в казну внезапно появившихся долгов.
Почему законодатели пошли на такой шаг? Кстати, прокуратура области и юристы из аппарата законодательного собрания предупреждали: этого делать нельзя. Но депутаты к ним не прислушались. Официальная версия, обнародованная на заседаниях ЗС, объясняет: надо привести областное законодательство в соответствие с Налоговым кодексом, другими законами. На деле же, как говорят экономисты, все проще. Федеральный центр уменьшил размер трансфертов на сумму представляемых налоговых льгот. И в Омске не стали ждать, когда проекты будут осуществлены и станут исправно пополнять казну: курам решили отрубить голову раньше, чем они начнут нести яйца.
На сегодня омские организации заключили соглашения с областной администрацией на 22 инвестиционных проекта, три из них (расширение спиртового производства, производство коротко резанных макарон и производство полистирола) успешно реализованы, благодаря в свое время предоставленным льготам. Однако их держатели рискуют быть наказаны рублем. Большинство пострадавших смирилось с депутатским наездом. Но четыре организации (000 «Омсквинпром», ООО ЛВЗ «ОША», АО «Продовольственная корпорация ОША» и ЗАО «Полистирол») предъявили иск Законодательному собранию. Объединились, как видим, даже конкуренты на водочном рынке, справедливо полагая, что обратной силы закон иметь не должен даже в области, где царит беззаконие. И оказались правы. Похоже, Собрание и на этот раз село в лужу.